Как в 20-30-х гг. XX века жители г.п. Мир боролись с полонизацией и приближали день единения
17 сентября 2021 года мы отметим уже в статусе нового государственного праздника знаменательную дату — день воссоединения западных и восточных белорусских земель.
В этот день в далеком 1939 году правительство Советского Союза распространило заявление: «Польское государство и его правительство перестали существовать, а, следовательно, договоры, заключенные между СССР и Польшей, прекратили свое действие. В связи с этим Советский Союз не может оставаться нейтральным и вынужден взять под защиту единокровное украинское и белорусское население, а также снять нависшую угрозу на государственной границе СССР».
Сухие формулировки документов, основанные на исторических фактах, дают вполне понятную картину событий 1939 года, которую пытается сегодня радикально подправить так называемый «коллективный Запад». Естественно, в своих интересах, и в очередной раз. Сегодня эта попытка активно отталкивается от посыла о равной ответственности СССР и гитлеровской Германии за развязывание Второй мировой войны.
Данная статья не претендует на фундаментальное историческое исследование внешней политики правительства Советского Союза того периода. Но, тем не менее, в ней я постараюсь еще раз подтвердить тезис о том, что история не терпит однобокости и поспешности в оценке событий и фактов, и уж тем более их «подстраивания» под определенные политические интересы.
Так уже случилось, что постоянно кто-то претендовал на суверенность наших земель. Первоначально белорусы, чтобы отбиться от монголо-татар, пошли на союз с Литвой. Возникло Великое Княжество Литовское, которому тут же пришлось сражаться с крестоносцами. Потом Великое Княжество Литовское сражалось с Московским царством. Неспособность справиться самостоятельно с внешними угрозами вызвала к жизни Люблинскую унию и возникновение Речи Посполитой. В которой, несмотря на формальное равноправие, доминировала польская культурная традиция и цивилизация, происходило ополячивание национальной знати. В итоге — три раздела Речи Посполитой, и земли Беларуси оказались в составе Российской империи.
Более ста лет белорусы были «тутэйшими» жителями Северо-Западного края, считались русскими, которых «испортили» поляки. После октября 1917 года похожую политику исповедовал Облискомзап, обвиняя нас в том, что мы «упрямо пытаемся построить свою «национальную нору» и отмежеваться от идеалов мировой пролетарской революции», после которой не будет ни наций, ни национальных государств.
27 декабря 1918 года по рекомендации В. И. Ленина Иосиф Сталин проводит в Москве совещание с белорусскими руководителями Александром Мясниковым и Моисеем Калмановичем. На этом совещании была очерчена территория уже советской Белорусской Республики, в состав которой должны были войти 5 губерний: Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская и Смоленская. Гомель тогда входил в состав Могилевской губернии и располагался на территории, «по-соседски» отторгнутой от нашей республики украинцами. И, по условиям Брестского мирного договора, находился под юрисдикцией Украины.
Тем не менее, 1 января 1919 года белорусы объявили об обретении собственной государственности. Первой, за всю свою многовековую историю.
Фанатичная уверенность большевиков в неизбежности мировой пролетарской революции, эйфория военных побед на фронтах гражданской войны, привели к тому, что в высшем партийном советском руководстве окончательно начинает доминировать идея «экспорта революции» на штыках Красной Армии. Маршал Тухачевский был просто уверен в том, что стоит только уничтожить в боях главный аргумент польской буржуазии – польскую армию, и угнетаемые капиталистами и панами рабочие и крестьяне этой страны, опираясь на поддержку красноармейских полков, свергнут ненавистное иго капитализма и начнут строить социализм (естественно, под «присмотром» большевиков).
Ну, нельзя же было так односторонне рассматривать и оценивать события, меряя всех и вся на свой аршин! Вторжение Красной Армии в Польшу в 1920 году породило такую ненависть у поляков, такую консолидацию всей польской нации в борьбе с агрессором, что разгром и бегство армии Тухачевского, нечеловеческие издевательства над пленными красноармейцами стали печальным результатом игнорирования простой исторической истины: каждый народ должен сам выбирать свой путь.
Подписание Рижского мира – еще один из исторических парадоксов. Судьбу одной суверенной страны рассматривает и решает руководство других стран, одно из которых спровоцировало эту войну, бездарно ее проиграло, никаких территориальных и материальных потерь, за исключением людских, не понесло, но за счет «сдачи» земель Западной Беларуси и Украины, ставших собственностью Польши, благополучно приступило к решению проблем мирного обустройства.
Это потом, в 1924-м и 1926-м годах, Беларуси вернут присоединенные к РСФСР районы, и общая площадь республики составит 125 тысяч квадратных километров с населением около 5 миллионов человек. А тогда, в 1921 году, Советская Беларусь состояла всего из шести уездов Минской губернии и еще из бессилия и боли от того, что вся западная часть страны оказалась в польском рабстве без права на надежду.
Правительство Ю. Пилсудского сразу расставило все точки над «і» в отношении новых земель. «Крэсы ўсходнія» обрели статус сельскохозяйственного и сырьевого придатка Польского государства. Если в Советской Беларуси 1920-е и 1930-е годы прошли под знаком белорусизации и социалистической модернизации, то в Западной Беларуси модернизация носила исключительно колониальный характер. В конце концов, сами польские экономисты признавали, что есть Польша «А» и Польша «Б» (Polska «A» i «B»). В Польшу «А» вкладывались большие инвестиции, там создавались современные производства. Это Центральная и Западная Польша. А из Восточной Польши «Б» выкачивались ресурсы, и если там и создавались новые производства, то лишь затем, чтобы обслуживать нужды Польши «А».
Еще один и, пожалуй, весьма значимый момент. Я процитирую содержание Пункта 1. Статьи 7 Рижского (1921 года) мирного договора:
«1. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права.
Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии».
Как гласит русская пословица, «гладко было на бумаге…». Точнее не скажешь. Но вот только вместо, практически, национально-культурной автономии (если верить тексту документа), на западных белорусских землях начинается процесс искоренения белорусского языка, культуры и православной веры. Набирает обороты полонизация местного населения. Повсеместное закрытие белорусских школ, репрессивная политика властей против учителей, которые отказывались преподавать на польском языке, агрессивное отношение ко всем, в том числе и легальным организациям, выступавшим или поддерживающим сохранение и развитие белорусской культуры и православия.
В ответ на действия властей на западных землях начинается активное сопротивление, не прекращавшееся, несмотря на жесткие репрессии, до последнего дня.
В 1924 году, в разгар партизанского движения, под давлением Товарищества Белорусской Школы (ТБШ) правительство было вынуждено принять закон, разрешавший открытие белорусских школ там, где найдется 40 детей, родители которых пожелают обучать их на родном языке. Жители Мира решили воспользоваться законом и подготовили все необходимые документы для открытия начальной школы. Но, несмотря на соблюдение всех формальностей, школьный инспектор проигнорировал их требования.
Посольский клуб дважды, в 1924 и в 1925 годах, подавал интерпелляцию министру религиозных вероисповеданий и народного просвещения.
Но правительство, принимая закон об открытии белорусских школ, даже и не думало воплощать его в жизнь. Инспекторы, выезжая на места, убеждали население отказаться от белорусской школы, потому что правительственные учреждения работали на польском языке. Видя упорство мирян в достижении цели, власти начали репрессии и аресты.
Так, в Мире по этому делу были арестованы Иосиф Пушкарский и Николай Юшко, в Великом Селе – Антон Макаревич, в Жуховичах – Семен Шулицкий. В трудных условиях господства пилсудчиков члены Мирской управы ТБШ добивались открытия библиотек-читален, народных домов, ставили спектакли, читали доклады на общественно-политические темы.
Кстати, накануне переписи 1931 года, местными властями проводилась большая разъяснительная работа, с населением специально оговаривалось, как следует отвечать на вопрос о родном языке: «Необходимо объяснить, что «тутэйшай мовы» нет. Язык, который употребляется на наших землях, является одним из диалектов польского языка. Таким образом, ответ на этот вопрос должен быть однозначным: разговариваем по-польски».
В противостояние полонизации населения Мира свой вклад внес протоиерей Мирского Свято-Троицкого храма Владимир Свирский. За неподчинение официальной правительственной религиозной политике он дважды отбывал тюремный срок. 8 августа 1938 г. он был отстранен от преподавания Закона Божьего в школах в связи с тем, что занятия проводил на русском языке. Однако, несмотря на такое противодействие со стороны властей, отец Владимир Свирский не отступился от веры и не потерял уверенности в правде своего служения.
А вот что писал Белостокский воевода (1937-1939 гг.) Генрих Осташевский: «Рано или поздно белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру…». Ему буквально вторит Новогрудский воевода (1935-1939 гг.) Адам Соколовский: «Эти земли сильно отличаются от остальных. Они очень не польские. И их нужно сделать польскими. Польша должна быть единой и сплоченной. Кресы – это Польша, но, говоря между нами, нужно их внутренне завоевать еще раз…». Действия польских властей в отношении белорусского народа на территории Западной Беларуси однозначно подпадают под очень точное понятие – этногеноцид. И никак иначе!
Начиная с эпохи политики гласности, активно муссируется вопрос: почему Сталин решился отдать приказ на пересечение Красной Армией польской границы только 17 сентября? По этому поводу существует много разных мнений.
Согласно Договора о ненападении, более известного как «Пакт Молотова-Риббентропа», СССР обязался атаковать Польшу в случае польско-немецкого военного конфликта. Официально вступление Советской Армии в Польшу получило название «Освободительный поход в Западную Белоруссию и Западную Украину».
4 сентября в Советском Союзе началась частичная мобилизация. 11 сентября на базе Белорусского и Киевского военных округов были созданы два фронта — Белорусский и Украинский.
17 сентября Красная Армия вошла на территорию Польши, чтобы «взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии». Всего РККА задействовала около 700 000 человек.
Польское правительство, отдав войскам непонятный приказ не вступать в бой с Красной Армией, в ночь с 17 на 18 сентября трусливо бежало из своей страны в Румынию.
Что в действительности приобрел Советский Союз с точки зрения геополитики? Рейх был не самым надежным партнером по переговорам, война началась бы в любом случае — с пактом или без такового. В результате СССР получил обширное пространство для будущей войны. В 1941 году немцы практически провалили свой «блицкриг». Но что произошло бы, если бы они атаковали советскую границу на 200-250 километров восточнее?
Об отношении Гитлера к заключаемым договорам Сталин прекрасно знал. Та же Польша, так активно стремившаяся в союзники Германии, в один миг превратилась в арену боевых действий, была буквально разорвана пополам. И никто не мог гарантировать, что немцы, выйдя на «договоренную» линию раздела Польши, не пойдут дальше, и Сталин был вынужден отдать приказ о переходе польской границы. Он просто тянул время.
Геополитические интересы Кремля в этом контексте вполне объяснимы. Война была неизбежна, СССР не хотел нарушать действующие договорные обязательства с Германией, Польша, как полноценное государство, свое существование прекратила, следовательно, Рижский договор утратил силу.
Западные союзники отреагировали на события в Польше весьма сдержанно. Однако СССР никто не проклял и не заклеймил агрессором. Уинстон Черчилль с присущим ему рационализмом заявил: «Россия проводит холодную политику собственных интересов. Мы бы предпочли, чтобы русские армии стояли на своих нынешних позициях как друзья и союзники Польши, а не как захватчики. Но для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на другой линии».
Если и дальше разбираться в политических хитросплетениях, достичь какой-либо однозначности будет очень непросто. Архивы до сих пор хранят еще много разных тайн. Но вот с точки зрения исторической справедливости стоит сказать: это был величайший акт единения белорусского народа, который по сути своей стал жертвой чужой политики и не имел никакого отношения к польско-советской войне, который мечтал строить СВОЮ государственность. Конечно, «советизация» Западной Беларуси принесла и непонимание, и некоторое разочарование у части населения, — перегибов тогда хватало. Кстати, сегодня поляки особенно болезненно реагируют на эти моменты, но воссоединившийся народ — это самый весомый аргумент во всех дискуссиях и спорах.
А может, акт воссоединения Западной Беларуси с БССР стал одним из источников той необыкновенной стойкости белорусов в годы Великой Отечественной войны, самого массового партизанского движения, которого другие страны не имели? Вполне достойная тема для размышлений.
Можно себе представить, какой вой начнется на «коллективном Западе» по мере приближения этой даты (может, новые санкции придумают?)! Какие потоки новой грязи прольются на Беларусь и ее историю! Некоторые СМИ намекают на готовящийся в Польше грандиозный демарш, приуроченный к нашему новому государственному празднику.
Их цели всем ясны и понятны: переписать историю «под себя», любой ценой попытаться поставить Беларусь на колени, лишить нас того, за что наши прадеды и деды щедро заплатили жизнями и пролитой кровью.
Нельзя забывать уроки истории. Нельзя сиюминутно судить о значении и глубине процессов, поддавшись эмоциям, или осуждать огулом наше прошлое, основываясь на вырванных из контекста, да и просто искаженных фактах. Меняются поколения, эпохи, ценностные взгляды человечества. Можно привести множество примеров глобальных событий, имевших как положительное, так и отрицательное влияние на судьбы миллионов людей, но факт воссоединения белорусов в границах СВОЕГО государства в какой-либо переоценке не нуждается, сколько бы ни пытались это сделать «современные» историки-иудушки и их политические покровители.
Валерий БРАНТ,
старший хранитель фондов музея ГУО «Средняя школа г.п. Мир имени А. И. Сташевской»