Убийства госслужащих, поджоги, диверсии. Какие акты терроризма пытались совершить экстремисты в Беларуси?
Атака на Беларусь принимает все более радикальные формы.
Если долго смотреть на эту картинку, то можно заметить машину с террористами. За ними вели наблюдение очень долго и не только с воздуха. Террористов – двое. Их цель – сжечь жилой дом одного из госслужащих Дзержинского района. Готовились долго, проводили разведку без всяких средств связи, меняли автомобили и даже придумали себе алиби.
Сергей Ванагель, начальник отдела ГУБОПиК МВД Беларуси: «При совершении преступления для обеспечения себя алиби было организовано, будто бы они выезжают на рыбалку. И находясь на этой рыбалке недалеко от места преступления, в какой-то момент оставляют мобильные телефоны, переодеваются в вещи, которые были за день до этого приобретены на Ждановичах, и после этого совершают преступление».Казалось бы, все продуманно, осталось облить бензином дом и чиркнуть спичками. Они специально льют больше на окна и входную дверь, чтобы пламя как можно быстрее проникло внутрь. И самое страшное – их абсолютно не волнует, что будет с людьми. Дом принадлежит семье, в которой есть дети. Один из преступников констатировал – если не выберутся, значит, такова их судьба и ему все равно. Но они не подозревают, что через несколько секунд изменится именно их судьба.Перед вами люди, которые пошли на особо тяжкое преступление, понимая, что могут погибнуть люди. Об огромном тюремном сроке тоже знали. Ранее судимы, в том числе и за оборот наркотиков. Относят себя к анархическому движению. Выполняли задание экстремистского движения «Ляцяць буслы». Это единственное, что смог внятно произнести один из задержанных.
Дом кого-то важного, задание от «буслов»… Второй – минчанин – выложил всю информацию, которую сумел запомнить. Раскаиваются в содеянном – когда напротив стоят силовики. На вопрос «зачем?» сначала озвучил мотивы заказчика, а потом свои собственные.
Им дали денег на бензин, сменную одежду и карманные расходы. Вот и все. Позже они так и не смогли сформулировать претензии к государству, хоть и причисляют себя к оппозиции. В разводе, разладе в семье и других жизненных неудачах, выходит, виновато не государство, а сам лично. Связать эти неудачи с действующей властью пытаются экстремистские движения, чтобы найти пушечное мясо для терактов. Началось все с безуспешной попытки насильственного захвата власти, которую дожимали якобы мирными протестами и маршами, скатилось до районных и дворовых движений и сошло на нет. Остались только беглые инициативы, которые, сидя в интернете из-за рубежа, пытаются радикализировать белорусское общество. И некоторые перешли черту.
Геннадий Казакевич, заместитель министра внутренних дел Беларуси: «Инициатива «Супраціў» была создана в мае этого года, она объединяет в себе несколько направлений. Прежде всего, это «Киберпартизаны», затем «Буслы» и «Дружины народной самообороны». «ДНС» предлагают заменить собой правоохранительные органы, при этом абсолютно четко призывают к вооруженному сопротивлению. Движение «Киберпартизанов» ставит себе целью совершение экстремистских действий в инфопространстве. И, наконец, «Буслы» – наиболее радикальная часть движения «Супраціў»».
Именно от них получили задание те двое, что шли сжигать дом. Еще недавно для тихой Беларуси экстремизм и терроризм были чем-то далеким и зарубежным. Но сегодня создание угрозы внутри страны – акты насилия, уничтожение имущества представителей власти – все это импортировали нам…
Вот как это работает. Сначала ищут тех, кто готов пойти на подобные преступления. Для них создают чат-бот, с помощью которого координаторы дают задания. За них начисляются баллы. Сначала надо нарисовать бчб-флаг или повязать ленточки – за это дают два балла. Дальше – приказ разбить окна или проколоть колеса. Это еще два балла. Попутно исполнителей накачивают одами про героизм, говоря о безобидной порче имущества тех, кто за действующую власть. Но вместе с рейтингом растет и уровень заданий. 8 баллов дают за поджоги и теракты, 10 – за убийства людей. Участники движения попросту теряют связь с реальностью. Так взращиваются внутренние экстремисты и террористы, которым подменили понятие «преступление» и «борьба».
Это еще один участник экстремистского движения. Минировал железнодорожные пути в Бобруйском районе. То, что он так с трудом вспоминает, могло привести к последствиям, о которых забыть было бы невозможно. Но вряд ли он думал о сошедшем поезде с огромным количеством ни в чем не повинных погибших. В чем здесь политика? Что общего с гражданской позицией. Сперва – учебные мины, несколько фактов. Потом – предмет, похожий на взрывное устройство. А дальше – настоящее взрывное устройство? Исполнители заказов сожгли в этом же районе стрельбище и взялись за торговые объекты.
Андрей Щербаков, начальник управления уголовного розыска УВД Могилевского облисполкома: «Спустя непродолжительное время после последнего факта, который был зарегистрирован 31 августа уже в сентябре текущего года, данными лицами был осуществлен акт терроризма и заложен муляж взрывного устройства по улице Орджоникидзе в городе Бобруйске, был заминирован ларек «Табакерка»».
Угрозы, камни, ложные минирования – и привело это к прямым терактам с использованием дронов на объектах МВД. Все эти движения дошли до крайней степени – до терроризма. И теперь позиция одна.
Те, кто выступают от этих экстремистских инициатив, – используют доверчивых граждан. И тем, кто думает, что поджог дома, в котором могут быть люди, или другие подобные преступления останутся безнаказанными, самое время одуматься. Наказание будет самым жестким.