Какие полномочия появятся у Конституционного Суда после вступления в силу обновленного Основного Закона
Срок полномочий членов Конституционного Суда остался прежним.
«Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь» – в действующей Конституции часть первая статьи 116 звучит именно так. После вступления в силу новой редакции Основного Закона она будет выглядеть иначе, теперь в ней раскрыта конституционно-правовая природа Конституционного Суда, цитирует Лилия Григорьевна: «Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь».
Как и по действующему Основному Закону, в его новой редакции обозначено, что в состав Конституционного Суда входят 12 судей. Каждый из них – высококвалифицированный специалист в области права, имеющий, как правило, ученую степень. Но изменился механизм формирования органа, продолжает судья:
– Прежде шесть судей назначались Президентом, еще шесть избирались Советом Республики. По обновленной Конституции Председатель, заместитель Председателя и судьи будут избираться и освобождаться от должности Всебелорусским народным собранием.
Срок полномочий членов Конституционного Суда также остался прежним – 11 лет.
Теперь Конституционный Суд будет давать заключения о толковании Конституции, ранее эту функцию выполнял Парламент, приводит пример заслуженный юрист:
– Допустим, один понимает норму по-своему, другой же думает иначе. Наша задача – объяснить, как же верно ее понимать. Круг субъектов, которые могут обратиться за заключением о толковании ограничен:
Президент, Президиум ВНС, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд и Совет Министров.
До принятия новой Конституции Лилия Григорьевна вместе с коллегами осуществляла обязательный предварительный контроль конституционности законов, которые поступали к ним после чтения депутатами Палаты представителей и одобрения Советом Республики. Только после этого контроля документ подписывал Президент, напоминает механизм Лилия Козырева:
– За прошлый год мы проверили 42 закона, все они соответствовали Конституции. По новой редакции Основного Закона мы будем давать заключения о соответствии Конституции законам, принятым Парламентом, до их подписания Президентом только по предложениям Президента.
Давать заключения о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, – еще одно новое полномочие Конституционного Суда, продолжает судья:
– Также по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания будем давать заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, а также о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.
По обновленному Основному Закону Конституционный Суд станет рассматривать индивидуальные конституционные жалобы граждан – это существенное преобразование, добавляет Лилия Григорьевна:
– «Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты». Точный механизм подачи жалобы, ее форма, перечень документов, которые необходимо приложить, будут изложены в Законе о конституционном судопроизводстве. Практика подобной работы с жалобами давно существует в России, теперь пора нам перенимать опыт коллег.
Ранее Конституционный Суд уже работал с обращениями граждан, но они были иного толка, говорит заслуженный юрист:
– За прошлый год получили более 700 таких писем, авторы многих из них сообщали о том, что какой-то из нормативных правовых актов не соответствует Конституции. Каждое обращение внимательно изучено. За последние годы ни одного нарушения в документах, на которые обратили внимание заявители, не обнаружено. Это говорит о том, что качество принятия законов в нашей стране находится на должном уровне.
К работе над обновленной редакцией Основного Закона в Конституционном Суде приступили в 2018 году. Многие из изменений и дополнений, предложенных судьями, были учтены. Зачем нужны эти новации? Лилия Григорьевна поясняет:
– Наше общество изменилось, и мир вокруг нас не стоит на месте. Новая Конституция – это шаг вперед в процессе демократизации государства. В Основном Законе прописали важные вещи: сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма, заботу о здоровье, социальные гарантии для граждан, появился термин «гражданское общество». Этот документ необходим для комфортной жизни нас и будущих поколений.