Межведомственный семинар по вопросам военно-патриотического воспитания обучающихся прошел в Гродно
Заседание состоялось в средней школе №39 имени И. Д. Лебедева.
Областной семинар по вопросам военно-патриотического воспитания обучающихся прошел на базе военного факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и средней школы №39 имени И. Д. Лебедева.
В первой части семинара начальники отделов образования, руководители районных методических объединений, руководители по военно-патриотическому воспитанию ознакомились с профориентационной работой военного факультета Купаловского университета, посетили выставку техники и оружия 6-ой отдельной гвардейской механизированной бригады.
Затем в средней школе №39 имени И. Д. Лебедева состоялось планерное заседание. Участие в нем приняли министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец, заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк, заместитель председателя Гродненского горисполкома Зоя Кулеша, начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик, исполняющий обязанности военного комиссара Гродненской области Сергей Игнатович, начальник отдела идеологической работы управления внутренних дел облисполкома Вячеслав Шкляр.
Как подчеркнул министр образования Андрей Иванец, патриотическое воспитание учащейся молодежи – одно из приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования. На ее эффективность влияют многие факторы. В первую очередь – гражданская позиция педагогов.
– Соответствующие семинары по вопросам военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в учреждениях общего среднего образования мы провели практически в каждом регионе. И уже можно выделить главный тезис, общий для каждого региона. Все единогласно сошлись во мнении, что введение должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию в начале этого учебного года – очень своевременный и важный шаг для системы образования, – отметил Андрей Иванец. – Руководителями по военно-патриотическому воспитанию могут быть как молодые педагоги, так и педагоги с большим стажем, но самое главное в том, что их должна объединять искренняя любовь к своей стране, к своей Родине. Только тот человек, который по-настоящему верит в свою страну, делает все для того, чтобы она процветала, может служить примером для молодежи.
В гродненском регионе система работы по патриотическому воспитанию учащейся молодежи, одному из приоритетных направлений стратегии развития государственной молодежной политики в стране до 2030 года, как сказал Руслан Абрамчик, нацелена на выполнение таких задач, как внедрение новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания и повышение мотивации молодежи к прохождению службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
В этом учебном году в регионе появилась традиция использования государственных символов при проведении массовых торжественных мероприятий. В школах были созданы знаменные группы для проведения церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь.
Патриотическое воспитание учащихся невозможно и без использования потенциала музеев учреждений образования.
– В области проводилась целенаправленная работа по созданию интерактивной карты воинских захоронений, форм увековечения памяти погибших защитников Отечества и жертв Великой Отечественной войны на Гродненщине. Учащимися были изучены памятники военной истории на территории каждого района, а затем созданы интерактивные карты. Всего в регионе оцифровано 689 памятников войны, – рассказал Руслан Абрамчик.
Для приобщения молодежи к изучению истории своей Родины в школах Гродненщины реализуется также ряд туристско-краеведческих и образовательных проектов.
Исполняющий обязанности военного комиссара Гродненской области Сергей Игнатович обратил внимание на необходимость мотивации молодежи к поступлению в военные учреждения образования и службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, поделился практикой работы, которая проводится в этом направлении на Гродненщине.
– Военными комиссариатами организовано взаимодействие с управлениями, отделами и учреждениями образования области и районов. В 13 военных комиссариатах, четырёх обособленных группах и военном комиссариате области организована работа пунктов военно-профессиональной консультации. Вся необходимая информация размещена на сайтах исполнительных комитетов. На сайтах учреждений общего среднего образования в разделе военно-патриотическое воспитание размещена информация о том, как стать офицером, о классах военно-патриотического профиля, мероприятиях военно-патриотической направленности, – отметил Сергей Игнатович. – В рамках взаимодействия с руководителями по военно-патриотическому воспитанию проведено 275 выступлений в учреждениях образования с показом кинофильмов на патриотическую тематику. Всего в информационно-агитационной работе были задействованы более 4 000 учащихся области. Также проводятся уроки мужества, экскурсии в воинские части и многое другое. В этом году, по сравнению с прошлым, мы уже наблюдаем рост желающих поступать в военные учебные заведения.
В ходе семинара учреждения образования города Гродно продемонстрировали свой опыт работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию. Участники семинара смогли ознакомиться с выставкой «Поколение мира о войне и мире». Она состоит из 12 стендов, каждый из которых рассказывает о трудных буднях и судьбе детей войны. Выставка подготовлена сотрудниками Государственного музея истории Вооруженных Сил Республики Беларусь в рамках экспозиционно-выставочного проекта «Помним. Гордимся!», организованного под патронажем Министерства обороны Республики Беларусь и Белорусского общественного объединения ветеранов. В течение учебного года передвижная выставка демонстрировалась во всех учреждениях общего среднего образования г. Гродно.
– Торжественное открытие выставки состоялось в июне прошлого года в Международный день защиты детей. Ее презентация впервые состоялась именно в нашей школе. В дополнение к личным материалам наши учащиеся рассказывают о своих родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне, – отметила учитель начальных классов СШ №39 г. Гродно Юлия Морозова.
Учащаяся 2 «Ж» класса СШ №39 Варвара Киркицкая с гордостью рассказывает о подвигах, которые совершил ее двоюродный прадедушка Владимир Козич.
– Прадедушка дошел до Германии и совершил два подвига: во-первых, разминировал заминированное поле, чтобы наши солдаты смогли по нему пройти, во-вторых, переправил ночью через реку более 50 солдат и 80 пулеметов. Он сделал семь переправ, на восьмой его заметили и убили. За его храбрость он был посмертно награжден медалью «За Отвагу» и орденом Славы, – рассказала Варвара.
Средняя школа №22 г. Гродно представила проект «Книга Памяти… Без срока давности». Он предполагает работу учащихся с архивами, семейными альбомами для восстановления боевого пути наших земляков.
– Благодаря проекту школьники больше узнают о героях, чьими именами названы улицы нашего города, а также задумываются о преемственности поколений, о том, как хрупок этот мир и как важно его беречь, – поделилась Юлия Комиссарова, учитель иностранных языков СШ №22. – Благодаря собственной поисково-исследовательской работе учащиеся по-другому смотрят на историю. Все это способствует и сохранению исторической памяти, и воспитанию чувства гордости за свой народ. С архивами работаем на разных языках. Самые маленькие в этой работе тоже задействованы. Они решают ребусы, рисуют на определенную тематику.
На протяжении десяти лет СШ №3 имени В. М. Усова г. Гродно организует военно-патриотический лагерь «Усовец» на базе заставы №1 Гродненской пограничной группы и учебного центра Института пограничной службы Республики Беларусь г. Сморгонь. Под руководством опытных педагогов на протяжении 9 дней учащиеся погружаются в атмосферу армейских будней курсантов. Курс молодого бойца, ежедневная строевая подготовка, спортивные единоборства, знакомство с особенностями кинологической службы. Жизнь в лагере насыщенная и интересная. И позволяет ребятам осознать, кто такой патриот.
В завершение участники семинара обменялись мнениями по тематике мероприятия и опробированным методикам военно-патриотического воспитания.