В этом году исполнилось 75 лет первого послевоенного выпуска Мирской средней школы
В жизни каждого из нас есть определенные дни, связанные с какими-либо важными событиями. Для страны – это судьбоносные, поворотные моменты в ее истории, значимые даты, празднование которых – это дань нашей памяти героям тех дней и просто людям, дела и труд которых и есть сама история, о которой нужно помнить и передавать новым поколениям.
Мы сверяем свой шаг с достижениями дня сегодняшнего, и очень важно, чтобы очередной юбилей или профессиональный праздник не превратился в формальное перечисление роста объемов, привесов, квадратных метров, произведенных тонн продукции и тому подобного. Конечно, цифры роста оказывают определенное влияние на наше сознание, но ведь суть не только в них. Нужно просто понимать, что за любой статистикой стоит труд человеческий, условия, в которых жили и работали простые люди, их чаяния и стремления.
В этом году исполнится 75 лет первого послевоенного выпуска Мирской средней школы. Дети, пережившие весь ужас немецкой оккупации, сев за парты в 1944 году, получали свой первый документ о десятилетнем образовании в далеком 1947-м. 34 человека, которым было тогда по 18-20 лет. Когда всматриваешься в фотографию этого выпуска, первое, что замечаешь – это какой-то особый блеск в их глазах, уверенность в своих силах, оптимизм и чувство гордости.
В составе выпускного класса были ребята практически со всего тогдашнего Мирского района. Крышиловщина, Луки, Жуховичи, Кожево, Трощицы, Песочная, Большая Медвядка – такая вот была «география» этого класса. Родителям не всегда удавалось найти жилье для ребят в Мире: поселок сильно пострадал за годы оккупации, поэтому приходилось добираться на занятия и с занятий пешком.
В архивах школьного музея сохранились воспоминания Антонины Васильевны Лапицкой, учителя школы с 1946 года.
«Мой педагогический стаж составляет 40 лет. Но лучшие годы, о которых всегда вспоминаешь с болью и восторгом, это первые послевоенные годы. Такой жажды знаний, такого старания не было потом уже никогда.
В 1946 году я стала работать завучем Мирской школы и проработала на этом посту 3 года. Директором школы тогда работала Богомозова Мария Павловна. Педагогов с высшим образованием было тогда мало, только пять человек. Но все учителя, без исключения, работали с огромной отдачей сил и энергии. Это были: Юрьев Виктор Романович – физик, Чижик Мария Васильевна – литератор,
Широкий Григорий Васильевич — историк, Богомозова Мария Павловна – литератор, Барашко Лидия Семёновна —иностранный язык, Плышевская Вера Михайловна — биолог, Гузовская Анастасия Игнатьевна — начальные классы, Вахнянин Павел Владимирович — математик, Вахнянина Валентина Фоминична — начальные классы…
В те годы Мирская школа располагалась в парке, недалеко от Мирского замка, в одноэтажном кирпичном здании. Тогда еще не было Кореличского района, а был Мирский район. И мирская школа была единственной школой на весь район. Классы были большие, по сорок и больше человек. Были параллельные классы. Школа работала в две смены. Электричества тогда не было. В классах стояли приспособленные гильзы или плашечки вместо света. Даже керосиновые лампы были тогда дефицитом. Они стали появляться в классах только после 1947 года. Ребятам было очень тяжело добираться до школы. Ведь Турец, Жуховичи, Еремичи, да и другие деревни находятся не близко от Мира. Но школу посещали все без исключения. Интерната тогда не было. Приходилось оставаться зимой на квартирах или ходить пешком за несколько десятков километров. Особенно тяжело было зимой, когда все дороги заметало. Но, несмотря на все эти трудности, ребята учились, и учились старательно. Я не помню такого случая, чтобы нужно было заставлять учиться или призывать к дисциплине. А учиться было не просто. В те послевоенные годы было очень тяжело с учебниками. Их почти не было. Зачастую учебник был только у учителя. И больше всего трудностей было у нас. У литераторов. Тексты большие, объемные, а содержание их нужно знать. А учебник только один. Поэтому ребята оставались всем классом после уроков и читали вслух. Самое интересное то, что никто никого не заставлял это делать. Помню такой случай. Мы тогда изучали роман «Что делать?». Вещь эта скучная, и ребята ее читают без особой охоты. Было это вечером. Я уже собралась уходить, но вспомнила, что в классе оставила учебник. Когда я открыла дверь класса, то была очень удивлена. Весь класс сидел и слушал, как одна их учениц читала вслух роман. Ребята мне тогда признались, что слушать это совсем не интересно, но ведь это же надо знать.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что жажда знаний была огромной. Все без исключения хотели учиться и старались делать это как можно лучше. Мы, учителя, проводили тогда очень много дополнительных занятий. И на таких занятиях всегда было очень много ребят…»
По-разному сложились судьбы этих ребят. Кто-то поступил в вузы и техникумы, кто-то сразу пошел работать, но через 20 лет, в 1967 году, они снова посетят родную школу, чтобы поделиться своими достижениями и успехами, но главное – это еще раз поблагодарить своих учителей, давших им путевку в жизнь. В честь того события были даже отчеканены специальные медали, которыми и награждали своих наставников.
Сколько бы времени ни прошло, но школа хранит свои традиции и преемственность. Многие наши выпускники, окончив педагогические ВУЗы, возвращаются в родные стены, и не прерывается связь поколений. Это – наша память, это – наша гордость. Мы храним и умножаем, мы развиваемся и мы помним.
Валерий БРАНТ, старший хранитель фондов музеев ГУО «Средняя школа г.п. Мир им. А.И. Сташевской»