Внешним штормам вопреки. ОАО «Гродно Азот» продолжает стабильно работать, а коллектив — развиваться
ОАО «Гродно Азот» планирует полностью выполнить инвестпрограмму на пятилетку.
Санкционные возможности
Создали ли санкции сложности? Да. На предприятии этого факта и не скрывают. Являются ли они критическими? Затормозят ли стратегическое развитие компании? Однозначно нет. Рестрикции, конечно, спровоцировали ряд неувязок, которые (хотя с меньшим шумом и помпой) продолжают обсуждать в мессенджерах и на импортных сайтах. Но они не являются критическими, вносят только временные шумы в работу и решаются в оперативном порядке. А многие уже и решены. Как перестроились? Генеральный директор ОАО «Гродно Азот» Игорь Ляшенко пожимает плечами: мол, всегда можно найти партнеров не хуже прежних. В том-то сегодня и состоит сложность, что прямо и открыто, как было принято раньше, об управленческих решениях Игорь Ляшенко говорить не может. Время открытости и гласности в бизнесе закончилось. Поэтому все больше информации (мировая тенденция) становится коммерческой тайной.
Руководитель одного из крупнейших заводов азотных удобрений предлагает оценить потенциал предприятия по двум объективным факторам. Тем более эта информация находится в открытом доступе. В прошлом году тонна азотных удобрений на международных биржах стоила около 300—350 долларов. Сейчас — минимум 700—800. И тенденция только к росту. Из-за резкого подорожания энергетики в Европе себестоимость этого вида продукции резко выросла. Плюс некоторые западные предприятия еще в прошлом году не выдержали давления газовых котировок, уменьшили объемы производства, а то и вовсе остановились. Сократилось предложение. У ОАО «Гродно Азот» себестоимость продукции осталась практически на том же уровне. Благодаря взаимовыгодным и долговременным контрактам с «Газпромом» (от которых европейцы сами отказались) цена на энергоносители в Беларуси, можно сказать, и не изменилась. Конечно, сегодня экспортные поставки стали более сложными и затратными. Но при такой конъюнктуре рынка на нашу продукцию всегда найдется покупатель. И даже с учетом санкционных издержек рентабельность продаж на экспорт у предприятия остается солидной.
Второй важный момент, на котором акцентирует внимание Игорь Ляшенко, компания обеспечивает хорошую зарплату работникам, платит ее вовремя. «Разве так поступают на проблемных предприятиях?» — задает риторический вопрос топ-менеджер. Кстати, заработки на «Гродно Азоте» конкурентоспособны с европейскими. Нельзя исключать, что и будут более привлекательными. Поэтому отток кадров отсутствует. Средняя зарплата на предприятии — 2,5 тысячи рублей.
Подтверждают слова генерального директора в цехах. «Нормально работаем, — говорит токарь Павел Пильджис. — Все условия сохранились на прежнем уровне, зарплата не уменьшилась. На своем месте мы санкций не ощущаем». «Есть возможности для роста, — утверждает оператор ДПУ-8 Андрей Передня. — Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо набираться опыта 4—5 лет».
Кстати, зарплата на заводе сопоставима со средней в странах Балтии и Польше, которые некогда активно пытались переманивать наши высококвалифицированные кадры. Только жизнь в этих странах и раньше была дороже, а сегодня фантастически неподъемная из-за роста затрат на жилье. Впрочем, и другие товары у них дорожают стремительно.
«Работы хватает, — утверждает токарь-карусельщик Александр Баринский. — Руководство старается, чтобы заработки были выше. Если хорошо трудиться, то они такие же, как за границей».
Поэтому наш азотный комплекс выглядит очень привлекательно как работодатель. Даже в европейском разрезе. Сможем ли мы переманивать иностранных специалистов и есть ли в этом необходимость — отдельная тема для разговора. Но такие возможности просматриваются.
Суверенитет в кооперации
Технологическая зависимость, которой нас столько пугали, оказалась не такой уж фатальной и глубокой. В частности, ОАО «Гродно Азот» в части технологического развития активно развивает кооперационные связи в рамках Союзного государства. Не стоит забывать, что азотные комплексы в Беларуси и России построили более полувека назад. В советские времена развивалось и научно-технологическое обеспечение отрасли, был опыт выпуска оборудования на отечественных машиностроительных предприятиях. Да, особенно в начале становления отрасли тесно сотрудничали с иностранными компаниями: американскими и японскими. Но не просто покупали технологии «под ключ», а проводили их трансфер. Поэтому нельзя сказать, что из-за санкций гродненское предприятие оказалось без технологических шагов. Компетенций хватает, чтобы решать все текущие проблемы.
— «Гродно Азот» никогда не останавливался в своем развитии, — утверждает первый заместитель генерального директора — главный инженер Сергей Селивоник. — Наши цеха по производству аммиака и карбамидов построены в 1970—80-е годы, но технологии постоянно дорабатывались, проводилась модернизация оборудования. Мы всегда шли в ногу со временем и лучшими инновационными практиками.
Сергей Селивоник отметил: в планах стратегического развития — увеличение мощностей установок «Аммиак-3» и «Аммиак-4». Их проектная мощность составляет 1360 тонн в сутки, а планируется довести до 2100 тонн. Изначально планировали реализовать этот проект с итальянской компанией. Но по известным санкционным причинам сотрудничество сначала стало на паузу, а потом и полностью заморозилось. «Лицензиаты от нас отказались, и на здоровье», — не унывает Сергей Селивоник.
В 1960—80-е годы в СССР был разработан ряд удачных технологических решений. На их основе была построена установка «Аммиак-4». «Будем работать с российскими партнерами», — констатирует топ-менеджер.
ОАО «Гродно Азот» также является разработчиком (разработка в свое время проводилась совместно с голландской компанией) технологии грануляции. Такая установка работает на «Карбамид-3». «Будем развивать эту технологию, на которую имеем все авторские права», — говорит Сергей Селивоник. Технологическая независимость в разрезе кооперации с российскими партнерами является реальностью.
Спрос на азотные удобрения на глобальном рынке сохраняется высокий.
Один из примеров тому — освоение ОАО жидкого реагента, используемого для очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Кстати, лидерами по производству этого продукта в Европе являются BASF и Yara. На Западе реагент автомобилистам известен под торговой маркой AdBlue, права на которую принадлежат Автомобильной ассоциации Германии. По понятным причинам «Гродно Азот» ее не может использовать. Хотя наш реагент по степени чистоты превосходит многие импортные аналоги. Но это лишь вопрос маркетинга. Предприятие выпускает катализатор под торговой маркой AUS-32. Возможно, наши водители еще не привыкли к этому названию. Но это дело времени и продвижения. Тем более что отечественный реагент значительно дешевле импортного. А сегодня и автолюбители, и транспортные компании деньги считают.
Стимулы и компетенции
Любые самые идеальные бизнес-процессы без квалифицированного и мотивированного персонала мертвы. Поэтому на «Гродно Азоте» ориентируются на повышение компетенций персонала. «Мы находимся на пути внедрения по учету компетенций, — говорит начальник отдела кадров предприятия Людмила Рокашевич. — Отслеживаем тренды, стараемся быть в авангарде».
Списочный состав ОАО с производственными филиалами около 10 тысяч человек. Ежегодно переподготовку проходят более 3 тысяч человек. Это повышение квалификации, обучение смежным специальностям, обучающие курсы, семинары и так далее. В Академии управления при Президенте Республики Беларусь учатся 20 человек, 17 получают последипломное образование. Заключен договор с Белорусским государственным технологическим университетом: 24 работника получают в университете высшее образование. Как правило, у них есть большой опыт работы, но отсутствует профильный диплом. Причем обучение проводится фактически без отрыва от производства. Преподаватели БГТУ приезжают в Гродно, читают лекции. А студенты выезжают в Минск только для выполнения лабораторных работ.
Надо отметить, что люди стремятся повышать свой уровень образования и квалификации. Понимают, что от этого зависит и их карьерный рост, и уровень заработной платы. И несмотря на внешние штормы, «Гродно Азот» продолжает стабильно работать, а его коллектив — развиваться.