Тема недели: Как изменится работа правительства и нормативная база Беларуси? Александр Лукашенко озвучил свои требования

Тема недели: Как изменится работа правительства и нормативная база Беларуси? Александр Лукашенко озвучил свои требования

Александр Лукашенко рассказал о тонких настройках госсистемы в развитие обновленной Конституции

Президент Беларуси Александр Лукашенко 8 ноября продолжил серию совещаний по обсуждению проектов нормативных правовых актов в развитие обновленной Конституции. Ранее уже обсуждались подходы к проекту закона о ВНС и изменения, касающиеся избирательного законодательства. В этот раз глава государства собрал совещание по законопроектам, предусматривающим корректировку законов «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах».

Прежде всего глава государства подробно объяснил для граждан, о чем идет речь. «Недавно народ Беларуси принял новую Конституцию, поправки в нее. Народ поддержал все то, что мы просили. Ясно, что Конституция — это Основной закон, формирующий каркас любого общества любой страны. Естественно, Конституция определяет основные направления устройства Беларуси и саму Беларусь. В развитие основных положений обычно в более широком или узком масштабе мы совершенствуем законодательство страны, принимаем новые нормативные правовые акты», — отметил Президент.

Конституция претерпела определенные изменения, есть новации, как, например, закрепление конституционного статуса ВНС. «Усложнять не надо, но упрощаться тоже нельзя. Мы вводим новую структуру управления государством и нашим обществом. Ее надо аккуратно вмонтировать в систему, которая функционирует сегодня», — сказал Александр Лукашенко.

5b6a672c6cdfdff5694257cd46e9b5e4.jpg

О недопустимости ломки системы

Президент Беларуси отметил, что новой Конституцией замахнулись на совершенствование существующей в стране системы, не ломая ее. «Ни в коем случае. Никакого слома. Никакой ломки быть не должно. Все должно вырастать, появляться из того, что есть. Если мы начнем круто ломать, то это почти революционные преобразования. К чему они приводят, мы видели в середине 90-х (1990-х годов. — Прим. БЕЛТА), когда сломали страну. Поэтому все должно логично произрастать из того опыта, который мы имеем», — заявил глава государства.

В том числе это касается ВНС, корректировки положений о функционировании и функциях Президента, парламента, других органов власти, включая Совет Министров.

О жизни по закону и стабильности в обществе

«Надо понимать, что Конституция — это основа нашей жизни. Надо убедить, обязательно убедить всех наших людей жить по закону. Я хочу, чтобы вы понимали: это не просто взял и сказал жить по закону. Это не я придумал. Об этом всегда говорят. Я это специально подчеркиваю, потому что наши люди часто живут, ориентируясь на личность. Прежде всего на Президента, парламент, депутатов, Совет Министров и так далее. Вот приняли, и ладно», — заметил белорусский лидер.

Он констатировал, что ни в одной стране граждане не обладают обширными или всеобъемлющими знаниями Конституции и законов. «И не надо. Закон и законодательство сложили некий образ жизни, поведения людей в той или иной стране, в частности в Беларуси. И люди понимают, исходя из этого образа, что можно делать, а что нельзя, что явится нарушением закона, а что — нет», — сказал Александр Лукашенко.

В связи с этим он подчеркнул важность жить по закону, окунуть в это граждан страны. «Надо наших людей окунуть в глубину той законодательной матрицы, того объема законодательства, которые существуют в нашей стране. Правовые знания должны стать основой. Вот тогда будет стабильность в обществе. Потому что лидеры и правительство, и депутаты приходят и уходят, меняются. Конституция создает более-менее стабильную страну, общество. И Конституцию надо знать хотя бы по основным положениям», — отметил глава государства.

О ВНС и сути этого органа

Александр Лукашенко напомнил, что с его участием уже обсуждался соответствующий законопроект, вынесенный затем на общественное обсуждение. Глава государства внимательно наблюдает за этим процессом, и впредь к обсуждению документа еще вернутся на уровне Президента.

Наблюдая за ходом общественного обсуждения, глава государства сделал вывод, что люди порой не совсем понимают суть ВНС. Например, как там будут представлены трудовые коллективы и порядок выдвижения от них делегатов.

Александр Лукашенко подробно объяснил, о чем идет речь. «Мотивация очень простая. Все, кто будет участвовать в работе ВНС, так или иначе избираются народом», — сказал он.

В их числе депутаты, сенаторы, члены правительства, которые хоть и назначаются Президентом, но он ведь в свою очередь является народным избранником. «Ну и вообще, давайте так говорить: если не будет вот этих профессионалов — губернаторов, правительства, президента в работе ВНС — это превратится в говорильню. Они должны принимать участие, обсуждать законопроекты. Но все решения там будут приниматься голосованием. А голосовать будут не только депутаты. Там будут представители нашего гражданского общества. И профсоюзов, и ветеранов, женская, молодежная организации. А это что, не народ? Народ. У нас больше половины женщин. Они через свою организацию изберут и направят туда делегатов. И эти женщины — члены какого-то трудового коллектива», — сказал Александр Лукашенко.

Председатель Совета Республики Наталья Кочанова в этой связи уточнила, что трудовым коллективам сохранено право выдвигать кандидатов в депутаты. Они в свою очередь войдут в состав ВНС в случае избрания.

Аналогичный подход и в отношении представителей партий. «Партии будут участвовать и выдвигать своих кандидатов в депутаты», — отметил Президент.

Александр Лукашенко заверил, что в составе ВНС будут и представители рабочего класса, работники АПК, равно как и работники из других сфер — весь срез общества. «Гарантирую, что там будут и рабочие, и крестьяне, и учителя, и врачи, и чиновники, и государственные служащие, и военные. Это сто процентов, — сказал он. — Я главное хочу подчеркнуть: люди должны понимать, что там должны быть активные и, главное, профессиональные люди. Мы же хотим, чтобы ВНС явился стабилизатором нашего общества. Чтобы никто ни в коем случае не привел к тому, чтобы повторился 2020 год. Это будет сильный стабилизатор. Как я говорил, не на улице, а там надо обсуждать основные проблемы жизни нашего общества».

«Людям надо объяснить, что это не просто пришел, отсиделся там и ушел. Еще раз подчеркиваю: там должны быть профессиональные и активные люди. Если там будет 3-4 человека от рабочих и крестьян, но активных, они всегда точку зрения этих людей донесут. И потом, из десятка миллионов человек 1200 делегатов будет ВНС. Мы же все равно туда всех не посадим. Это будут представители — маленькое представительство по своей численности от нашего народа», — акцентировал внимание белорусский лидер.

Александр Лукашенко считает правильным, что проект закона о ВНС был вынесен на общественное обсуждение. «Новая структура, новый орган власти. Люди должны знать, для чего они создаются», — сказал он.

c47381d1debcc48619d64e6caad3f77c.jpg

О недопустимости примерять новации на себя

Президент подчеркнул, что при обсуждении тех или иных новаций, как в данном случае о правительстве, ни в коем случае нельзя примерять создаваемые нормы на себя. «Вот эти все новации не должны примерять на себя. Ни Головченко с членами правительства и главой Аппарата правительства, ни я как Президент, ни руководители палат парламента. Сегодня мы есть. Может, мы и завтра будем. Но послезавтра нас точно не будет. А основу, стабильность эту мы должны создать», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства акцентировал внимание, что все это делается для будущих поколений, для детей. «Поэтому ни в коем случае нельзя вот это все примерять под себя: «А где буду я завтра, где будет Головченко, Андрейченко или Кочанова, Сергеенко и так далее». Ни в коем случае! От всего этого надо отвлечься и формировать законодательство на будущее. Чтобы система была устойчивая и ее никто не мог раскачать. Залог нашего будущего. Мы уйдем от активной жизни, но будем еще жить и видеть, как будет развиваться страна. Чтобы перед детьми не было стыдно», — отметил Президент.

Глава государства также подчеркнул, что проблемы, которые необходимо решить сегодня, не надо оставлять детям. «Проблемы надо решать по мере поступления. И решать вовремя — тому, кто сегодня должен решать эти проблемы. Детям еще достанется немало проблем, которые они должны будут решить», — заявил Президент.

Об инициативности правительства и ценах

«За прошедшие годы наше правительство приобрело колоссальный опыт преодоления кризисных ситуаций. В пандемию, управление экономикой в этих условиях. Я без ложной скромности скажу: наши члены правительства, министры могут работать в любом правительстве в любой стране. И они будут лидерами в этом плане. Потому что, как в народе говорят, они уже шишки набили настолько, что могут управлять любыми процессами. Это колоссальный опыт», — отметил глава государства.

Тем не менее, Александр Лукашенко требует еще большей инициативности и самостоятельности Совета Министров. «Даже порой смелости в принятии решений», — сказал он.

Глава государства в этой связи вновь поднял тему ценообразования, о чем говорил и накануне с журналистами. «Я подчеркнул, несколько, экспромтом. Чтобы меня правильно поняли. Правительство — это редко бывает, когда оно может, выполняя поручение Президента, забежать намного вперед. Я на примере регулирования цен приводил пример, когда цены просто были откручены на 30-40% назад, а может и больше, по некоторым группам товаров», — сказал Президент.

Александр Лукашенко привел пример компании «Керамин», которая, по его словам, примерно на 30% по отдельным наименованиям керамической плитки снизила цены: «Люди встали в очередь. Нарасхват берут эту плитку. И я так подумал, как экономист: ну от объема, от оборота они получат еще большую прибыль. Ну стоило собачиться перед народом и поднимать на заоблачную высоту цены? Так это же не только «Керамин», какая-то плитка. Есть и другие товары. Это говорит о том, что правительство пошло дальше. Оно более справедливо рубануло в этом плане и некоторые вынуждены были цены открутить, как у нас в народе говорят, отступить назад».

«Я этого не предполагал. Но поддерживаю в этом плане правительство и специалистов, которые поступили таким образом. Это хорошая демонстрация народу и специалистам, экономистам, что у нас жирок был приличный в ценах. Здесь 30%. Но я всегда настаивал — 25-30%. Вот давайте на 25-30% так это затянем свои пояса и дадим народу вздохнуть — совсем другая будет ситуация. Вот это будет справедливость», — сказал белорусский лидер.

«Поэтому если меня кто-то услышал, что я не настаивал на откручивании цен, и это не надо делать, «мы завтра добавим» — это будет катастрофа, потому что нарушит уже ту систему, которая постановлением правительства выработана. Это делать нельзя. Это хороший был шаг правительства в нужном направлении. И это я поддерживаю абсолютно. Вот мы устаканились, сейчас дошлифовываем на предприятиях торговли и в производстве все эти процессы в плане ценообразования. Спокойно можем вступать в новый год и жить, ориентируясь на то, что мы планируем там порядка 8% иметь инфляции в течение будущего года. Но не 19%, как мы планировали в этом году», — резюмировал Александр Лукашенко.

828d1f0e1becec10d9610f6153d610fd.jpg

Возвращаясь к разговору о законопроектах «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах», глава государства отметил, что приведение законодательства в соответствие с обновленной Конституцией — очень важная для страны тема. «Вопросов много, непростые, требуют самого пристального внимания», — сказал он. Совсем недавно на уровне Президента обсуждались проекты законов о Всебелорусском народном собрании и об изменении Избирательного кодекса. А теперь в повестке совещания корректировки законов о Совете Министров и о нормативных правовых актах.

Характеризуя документ, касающийся деятельности Совета Министров, Александр Лукашенко подчеркнул, что колоссальный опыт правительства в преодолении кризисных ситуаций, управлении экономикой в этих условиях, их наработки нужно обязательно закрепить в законе. Чтобы все хорошо функционировало, в проекте должны быть заложены соответствующие механизмы, убежден белорусский лидер. «Это зона ответственности Аппарата Совета Министров, — подчеркнул он. — Работая над проектом, нужно помнить, что и структура правительства также не должна оставаться застывшей. Я об этом уже говорил в августе».

Важность второго документа — законопроекта о нормативных правовых актах — объясняется тем, что на его основе формируется единое правовое пространство страны. «В нем должны получить развитие конституционные нормы. Но с учетом складывающейся обстановки!» — заявил глава государства.

По его словам, в действующем законе детально прописано, кто и какие документы вправе принимать, их юридическая сила. «С появлением в Конституции нового органа — Всебелорусского народного собрания — надо определить его место в системе правовых актов. Эти документы по значимости сравнимы с решениями съезда компартии в свое время, — обратил внимание Президент. — Закон должен содержать ответы на все вопросы по нормотворчеству: начиная от процедур подготовки и заканчивая четким изложением норм. Мое требование — все должно быть прописано нормальным языком, просто и понятно!»

Александр Лукашенко отметил, что Администрация Президента, как ни один другой орган, знает его установки. Но необходимо, чтобы по таким же требованиям оперативно и качественно готовились акты не только Президента. «Здесь нужно подключать Министерство юстиции и вместе — чтобы мышь не проскочила, чтобы запятые и точки были расставлены там, где надо», — сказал глава государства.

О новациях законопроектов на совещании доложил руководитель Аппарата Совета Министров Константин Бурак. Он обратил внимание, что документы были подготовлены в соответствии с обновленной Конституцией и практикой применения.

fcb52ad5098c149de857f5acb6f66fea.jpg

О системе сдержек и противовесов

Когда речь зашла о том, что из полномочий премьер-министра исключена функция по исполнению обязанностей Президента в отдельных случаях (эта функция возложена на председателя Совета Республики), Александр Лукашенко счел необходимым уточнить, что это было его предложение — внести поправки в Конституцию так, чтобы в случае ухода от власти действующего Президента его обязанности исполнял председатель Совета Республики, а не премьер-министр, как это было ранее. Ведь в таком случае у премьер-министра были бы рычаги для управления финансовыми инструментами, парламентом, судебной системой, а также исполнительной ветвью власти. «Это, наверное, не совсем правильно. Все-таки система сдержек-противовесов. Должны быть противовесы, — убежден Александр Лукашенко. — Представьте, премьер-министр в случае ухода Президента проводит президентские выборы (он должен организовать как исполняющий обязанности Президента). Бюджет, экономика, финансы и прочее оказываются в одних руках. Так? Так. Результат почти предопределен при любой демократии. Вон, в Америке, оплот демократии, сегодня выборы в Конгресс. Видите, как они переживают за фальсификации».

«Поэтому было принято решение, что в такой ситуации исполнять обязанности будет председатель Совета Республики, — пояснил глава государства. — Премьер-министр остается управлять экономикой». Александр Лукашенко подчеркнул, что при принятии этого решения не учитывались персоналии тех, кто сейчас занимает те или иные посты. Было важно сохранить сбалансированную систему. «Абсолютно демократичный шаг. Личности здесь ни при чем. То, что организует выборы председатель Совета Республики, — более демократично, — сказал белорусский лидер. — Если это будет честно, особенно при выборах главного лица, тогда и люди будут понимать это. Потому что на этом (вы видите) раскручиваются все протесты, санкции, мятежи и прочее. Я исходил из этого».

О месте решений ВНС в иерархии нормативных документов

В числе новаций, закрепленных в законопроектах, на совещании обсуждались нормы, которые регламентируют вопросы взаимодействия Совета Министров и ВНС.

«Это очень важно, — задал тон дискуссии Президент. — Появляется новый орган в структуре (государства. — Прим. БЕЛТА), и его надо вмонтировать в эту систему». Образно Александр Лукашенко сравнил этот процесс с тем, как в строй становится новый человек и так или иначе он задевает плечами рядом стоящих. «Тут надо сделать так, чтобы ВНС вмонтировать в эту систему, никого не задевая ни левым, ни правым плечом», — заметил он.

Как ответил Константин Бурак, именно для этого через все статьи, где это необходимо, проходит положение о значимости, юридической силе решений ВНС. Например, устанавливается обязанность премьер-министра ежегодно информировать ВНС о выполнении программ социально-экономического развития.

В этой связи Президент еще раз напомнил о ключевой роли собрания и обязательности исполнения его решений. «ВНС должно принимать одно-два решения, грубо говоря. Но оно подлежит исполнению всеми. Не дай бог, война… Принято решение Всебелорусским народным собранием — и все выстроились. Это имелось в виду, — подчеркнул белорусский лидер. — Они (решения ВНС. — Прим. БЕЛТА) должны быть уникальными. И должны приниматься по исключительно немногим вопросам. Ни в коем случае не влазить в компетенцию Президента и других органов власти».

В свою очередь другие органы власти в случае принятия решений ВНС должны, образно выражаясь, выстраиваться друг за другом и действовать, потребовал Президент. «Это обязательно к исполнению. Я за это переживаю, чтобы именно это по духу и по закону было прописано», — добавил он.

По этому поводу заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс ответила, что именно такой смысл заложен в законопроекте о нормативных правовых актах применительно к решениям ВНС. В иерархии документов по важности они следуют за Конституцией, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, решениями республиканских референдумов. Она подчеркнула, что решениями ВНС можно отменить любое решение любого органа, кроме судебных решений, соответственно в этом их значительная юридическая сила.

c810a5c602b0f5965c14233d1efece48.jpg

О том, почему именно сейчас нужно все устаканить и утрясти

Александр Лукашенко пояснил, почему он уделяет такое пристальное внимание формированию законодательной базы в развитие обновленной Конституции. По его словам, именно сейчас нужно документально завершить процесс совершенствования системы управления страной, сохранив стабильность и не допустив разбалансировки. «Мы, сидящие за столом, должны это все утрясти, устаканить. Придут новые люди на это готовое, которое мы должны создать. Это не шутка — управление обществом, государством, социально-экономическими процессами и сохранение суверенитета и независимости в настоящее время. Это не шутка. Только тот, кто не задумывается над этим, очень легко к этому подходит. В этой части главная задача действующего Президента, то есть меня, — чтобы мы это все утрясли. Поэтому я и уделяю такое внимание этим нормативным правовым актам в развитие Конституции», — сказал Президент.

В качестве примера он напомнил о российском опыте внесения поправок в Конституцию, заметив, что Президент Владимир Путин принимал активное участие на этапе обсуждения изменений, а дальше работали соответствующие органы. «У них своя система, опыта побольше (все-таки центр империи был), специалистов побольше. Мы тут больше внимания обязаны уделять этому процессу. Поэтому на этом уровне рассматриваем», — объяснил Александр Лукашенко.

«Моя задача — оставить новому поколению в наследство нормальную систему управления обществом и государством. Вот в чем смысл. Сколько для этого времени нужно действующему Президенту и всем нам? Сколько нужно, столько и будет», — заявил белорусский лидер.

Далее на совещании обсуждались некоторые положения законопроектов, в частности, речь шла о полномочиях Совета Министров по обеспечению исполнения решений ВНС и осуществлению контроля за их исполнением, об обновлении состава правительства, системы государственных органов управления и организаций, подчиненных правительству, о расширении состава Президиума Совмина за счет включения туда министра юстиции, об актуализации задач, функций и статуса Аппарата Совета Министров.

По итогам состоявшихся дискуссий принято решение еще раз вернуться к вопросу юридических формулировок, касающихся уникального статуса решений Всебелорусского народного собрания, чтобы они обеспечили им достойное место в иерархии нормативных правовых актов страны в соответствии с теми требованиями и задачами, которые озвучил на совещании глава государства.

«Руки у правительства не связаны». Роман Головченко рассказал об изменениях в закон о Совете Министров

Аппарат Совета Министров получит статус государственного органа. Это предусмотрено проектом закона о внесении изменений в закон «О Совете Министров Республики Беларусь», сообщил журналистам глава правительства Роман Головченко.

«Первая задача, которая решалась, простая. Это приведение закона о Совете Министров в соответствие с изменениями в Конституцию. Чтобы избежать правовых коллизий, мы просто продублировали основные нормы, которые изменились в Конституции применительно к правительству. Кардинально ничего не меняется. Структура правительства остается прежней, за исключением того, что сам аппарат правительства будет иметь статус государственного органа», — рассказал Роман Головченко.

По его словам, полномочия Президента определять состав правительства сохранятся. «Там четко прописано, в каких сферах взаимодействуют исполнительная власть и ВНС. Например, премьер-министр ежегодно отчитывается перед ВНС о реализации программы социально-экономического развития страны. Соответственно получает заключение на свою работу либо какие-то корректировки, что надо изменить», — отметил премьер-министр.

0825a3e5fd30f86df724429987ddc27d.jpg

Роман Головченко также рассказал, что в законопроекте прописаны универсальные полномочия Совета Министров и их полномочия в конкретных сферах. «Руки у правительства не связаны», — подчеркнул он.

«Мы, разрабатывая этот закон, исходили из того, что он должен представлять собой устойчивый системный элемент исполнительной власти страны. Закон должен носить универсальный характер. Не делаться под какого-то человека, а обеспечивать работоспособность вне зависимости от того, кто будет возглавлять правительство, кто будет заместителями премьер-министра и так далее. С учетом того, что Президент поддержал изложенные подходы, эта задача решена», — добавил глава правительства.

Руководитель Аппарата Совета Министров Константин Бурак в свою очередь отметил, что в законопроекте учтены все внесенные изменения в Конституцию Беларуси, в том числе касательно взаимодействия правительства и Всебелорусского народного собрания. «Все принципы, которые заложила Конституция, имплементированы в данный законопроект, — пояснил он. — При совершенствовании действующего закона о Совете Министров мы выделили общую компетенцию правительства и предельно конкретизировали статьи, которые уже касаются отдельных отраслей и полномочий Совета Министров в этих отраслях. То есть основное сверху, дальше идет детализация, предельная конкретика».

Вадим Ипатов: Президент поручил тщательно проработать роль и место решений ВНС в правовой системе государства

Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил тщательно проработать роль и место решений Всебелорусского народного собрания в правовой системе государства. Об этом сообщил журналистам директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов.

Проект закона «О нормативных правовых актах» был рассмотрен на совещании у главы государства. Как пояснил Вадим Ипатов, этот документ — своеобразная Конституция в нормотворчестве.

«С принятием обновленной Конституции необходимо тщательно проработать действующий закон «О нормативных правовых актах» и обеспечить его соответствие Конституции, — сказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований. — Законопроект приводит закон в соответствие с иными законодательными актами, реализует решения Конституционного суда и, самое главное, выстраивает правовую систему в сфере нормотворчества — прозрачно, комплексно и системно».

По его словам, в проекте закона оговаривается роль и место нормативных правовых актов различных уровней. При этом, рассказал Вадим Ипатов, Президент поручил тщательно проработать роль и место решений Всебелорусского народного собрания в правовой системе государства. «С этой целью и проработаны те положения законопроекта, о которых было доложено. Глава государства поручил еще раз вернуться к этим вопросам с учетом того, что решения ВНС являются уникальным нормативным правовым актом и здесь надо подойти таким образом, чтобы заранее не было никаких конфликтов, издержек или коллизий в сфере нормотворчества», — отметил директор НЦЗПИ.