Удастся ли в ОДКБ «забить кол» и какими будут приоритеты Беларуси? Александр Лукашенко летит на саммит в Ереван
Председательство в организации перейдет к Беларуси.
Лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в столице Армении городе Ереване 23 ноября примут участие в сессии Совета коллективной безопасности — высшего органа организации, сообщает БЕЛТА.
В числе участников и Президент Беларуси Александр Лукашенко. Причем для белорусской стороны нынешний саммит особый — председательство в организации перейдет от Армении к Беларуси. В связи с этим глава государства озвучит приоритетные направления, на которых в предстоящий год предстоит сконцентрировать совместные усилия.
Что известно о приоритетах Беларуси?
Подробно по данному вопросу коллег проинформирует сам Александр Лукашенко. Однако сама по себе эта тема обсуждается уже как минимум несколько недель. И можно уверенно утверждать, что выработка соответствующих предложений началась задолго до саммита.
Например, после встречи в Минске с Президентом Беларуси 1 ноября генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась рассказал, что работа по подготовке белорусских приоритетов на тот момент находилась на завершающем этапе. «Требование у главы государства традиционно простое и понятное: приоритеты не должны быть абстрактные, надуманные. Они должны касаться именно тех проблем, которые в повестке дня нашей Организации, насущных проблем, с которыми сталкивается Организация сегодня», — сказал он.
В свою очередь министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей по прибытии 22 ноября в Ереван также не стал раскрывать журналистам каких-то подробностей о приоритетах на период предстоящего председательства, но все же поделился некоторым инсайтом. «Мы постарались подготовить их таким образом, чтобы внести решительный вклад в течение предстоящего года в совершенствование всех сфер деятельности нашей организации», — сказал он.
Хороших результатов от белорусского председательства ожидают и в экспертном сообществе, связывают с этим надежды на повышение авторитета ОДКБ. «Думаю, ОДКБ ждут очень хорошие времена, когда с председательством Минска будет повышен авторитет организации. Мы будем работать над тем, чтобы как можно больше стран могли получить статус наблюдателей при ОДКБ. И авторитет организации будет только расти, когда белорусский Президент будет фактически эту организацию возглавлять», — заявил БЕЛТА в конце октября генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко.
Что еще будут обсуждать на саммите?
Лидеры стран обсудят актуальные проблемы международной и региональной безопасности, основные итоги деятельности ОДКБ в межсессионный период. Участники саммита также рассмотрят широкий перечень вопросов, касающихся различных сфер и направлений взаимодействия.
На официальном сайте ОДКБ сообщается, что одним из самых важных вопросов станет совершенствование системы кризисного реагирования ОДКБ и обсуждение совместных мер по оказанию помощи Армении.
В ходе сессии Совета коллективной безопасности (СКБ), как ожидается, будет принята Декларация Совета коллективной безопасности.
В повестке дня заседания СКБ ряд документов для подписания, которые касаются оснащения Миротворческих сил современными вооружением, военной и специальной техникой, совместного формирования радиационной, химической и биологической защиты и медицинского обеспечения ОДКБ, а также придания комплексу оперативно-профилактических мероприятий «Наемник» статуса региональной антитеррористической операции. Будет рассмотрен бюджет ОДКБ на 2023 год.
В связи предстоящей ротацией с 1 января 2023 года Совет коллективной безопасности рассмотрит вопрос о Генеральном секретаре Организации Договора о коллективной безопасности.
Кроме того, в столице Армении 23 ноября в преддверии саммита глав государств проводится совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Кроме документов, выносимых на рассмотрение глав государств в ходе очередной сессии Совета коллективной безопасности организации, секретари советов безопасности, а также руководители внешнеполитических и оборонных ведомств обсудят вопросы многостороннего сотрудничества в политической и военной сфере, взаимодействия в области борьбы с терроризмом, создания Координационного совета по вопросам биологической безопасности.
Участники заседания примут ряд заявлений, направленных на противодействие финансированию терроризма, проявлениям героизации нацизма и экстремизма.
По инициативе белорусской стороны на совместном заседании уставных органов ОДКБ будет подписано заявление по вопросам укрепления архитектуры международной и региональной безопасности и контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.
Зачем Лукашенко предлагал в ОДКБ забить «железобетонный кол»?
Опять же 1 ноября на встрече со Станиславом Засем обсуждался и ряд проблемных вопросов внутри и вокруг ОДКБ. Одна из острых тем — обострившийся недавно застарелый конфликт между Армений и Азербайджаном Его надо как можно скорее заканчивать, убежден белорусский лидер.
«И не дай бог мы еще будем разжигать конфликт на таджикско-кыргызской границе. Это тоже недопустимо. Надо это заканчивать. Это не дело, что в рамках ОДКБ мы не можем прекратить эти конфликты. Мы очень серьезно должны обсудить эти вопросы на очередной сессии ОДКБ», — сказал Александр Лукашенко.
Он также рассказал, что белорусская сторона инициировала несколько вопросов в рамках работы ОДКБ, которые в том числе касаются средств массовой информации, прогнозирования и реагирования на кризисные ситуации. «Много вопросов. И чтобы нас там не называли бумажным тигром или еще как-то, нам надо активизироваться здесь. Ну если кто-то не хочет работать, господь с ним. Но надо работать с теми, кто хочет в ОДКБ работать, и забить раз и навсегда этот железобетонный кол или столб, вокруг которого мы все будем вертеться и крутиться и показывать всему миру, что есть такая военно-политическая организация. Вот в чем позиция Беларуси. Мы за это. Но без всяких игр и использования ОДКБ в решении внутренних политических каких-то проблем. У всех они есть, но у нас ОДКБ не для этого создана», — заявил Александр Лукашенко.
По этим заявлениям в том числе можно судить о темах для обсуждения на саммите, даже если те или иные дискуссии не будут публичными. Очевидно одно — Беларусь, как будущий председатель, намерена делать все от нее зависящее для решения споров и конфликтов на пространстве ОДКБ, содействовать повышению международного авторитета этой интеграционной структуры.
А что насчет армяно-азербайджанского конфликта?
Очевидно, что эта чувствительная для хозяев саммита тема будет особо звучать на сессии Совета коллективной безопасности. Хоть это и не единственная проблема — вспомнить хотя бы уже упомянутую конфликтную ситуацию на границе Кыргызстана и Таджикистана. Есть что обсудить и в связи с ситуацией на западных рубежах ОДКБ, включая усиление НАТО и события в Украине.
Однако именно армяно-азербайджанский конфликт стал темой внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая была созвана по инициативе Армении и прошла в режиме видеоконференции 28 октября. Поэтому очевидно, что за формулировкой в повестке дня про «обсуждение совместных мер по оказанию помощи Армении» кроется как раз данный вопрос.
Прямые и откровенные заявления Александра Лукашенко на той внеочередной сессии в октябре и после вызвали немалый резонанс, а порой и некоторое недопонимание у армянской стороны, на что был вынужден реагировать белорусский МИД. «Порядочность — одна из черт нашей внешней политики. Поэтому и в дальнейшем наши партнеры и союзники могут быть в нас уверены. Если бы другие страны вели себя так же, то многих проблем удалось бы избежать. Совершенно понятно, что озвученные Президентом Беларуси подходы не оторваны, а напротив — основаны на реальности, понятны и по-союзнически честны. Именно в таком открытом ключе, без политических игр и интриг, и следует обсуждать вопросы, когда речь идет о судьбах и жизнях людей», — заявил 2 ноября пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз.
На внеочередной сессии премьер-министр Армении Никол Пашинян. Он поставил перед коллегами несколько вопросов: об оценке событий и позиции ОДКБ, а также о дорожной карте ОДКБ по «восстановлению территориальной целостности Армении», как это было сформулировано армянским лидером.
Сразу после этого выступал Александр Лукашенко, который, ни слова не сказав из заготовленных тезисов, ответил на все стоявшие в повестке дня и даже повисшие в воздухе вопросы. Главный тезис, которого придерживается Президент, — война закончилась при посредничестве России, а потому зачем сегодня нужны некие иные и новые форматы? Тройка в составе Армении, Азербайджана и России должна была договориться. Беларусь же в свою очередь поддержит любые их решения.
Александр Лукашенко также выступил против присутствия дополнительных западных миссий — ЕС и ОБСЕ.
В целом все происходящее он призвал рассматривать в глобальном плане. Страны пытаются раскачивать и поджигать, прежде всего с целью ослабить Россию. Поэтому логично, что глава государства против привлечения и всевозможных западных миссий.
Через несколько дней на встрече со Станиславом Засем Александр Лукашенко пояснил, почему так остро реагирует на этот вопрос и на чем основывается позиция Беларуси. Оказывается, в свое время Президент Беларуси, в том числе когда страна в очередной раз председательствовала в ОДКБ, занимался этим вопросом, желая поспособствовать мирному урегулированию. Вел на этот счет переговоры и с Президентом Азербаджана Ильхамом Алиевым, и с предыдущим руководителем Армении Сержем Саргсяном, и нынешним Николом Пашиняном. Но тогда на предложенные варианты армянская сторона согласия не дала.
«Я уже, как бывалый человек в политике, я же это все прошел… Ну что сейчас играться? Сейчас надо окончательно, если договорились мириться, надо замириться. И не надо придумывать там… Ну зачем сейчас убивать друг друга?! Почти 300 человек убили и еще о чем-то рассуждают. Надо успокоиться и договориться. Вот откуда моя позиция. Оттуда, из дальних времен. Десять с лишним лет тому назад. Поэтому я и так жестко реагирую на это», — пояснил Александр Лукашенко.
Кстати, встреча тройки в составе лидеров России, Армении и Азербайджана действительно состоялась. В Сочи 31 октября. Стороны в том числе договорились воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения, подчеркнули важность активной подготовки к заключению мирного договора между Арменией и Азербайджаном при содействии России. Собственно, все то, о чем говорил и к чему настоятельно призывал белорусский лидер.
Почему порой важна прямота и откровенность, а не дипломатический язык?
Хоть и косвенно, но причины такого подхода Президента Беларуси к решению острых вопросов озвучил Владимир Макей в беседе с журналистами в Ереване.
Отвечая на вопрос БЕЛТА о том, не проходит ли в настоящее время ОДКБ через кризисный период, учитывая в том числе целый ряд локальных военных конфликтов, в которые вовлечены участники организации, министр сказал: «Любая организация наверняка подвержена определенным кризисам в зависимости от развития международной обстановки, ситуации в том или ином регионе. Я бы не сказал, что Организация переживает какие-то кризисные времена, но есть определенные проблемные моменты, о которых мы должны говорить откровенно. Хоть я и представляю внешнеполитическое ведомство, но если мы будем говорить дипломатическим языком о существующих проблемах в данной ситуации, то мы ни к каким положительным результатам не придем. Поэтому надо обсуждать те проблемные вопросы, которые существуют, и пытаться найти концепцию для их решения».
Владимир Макей заверил, что в целом позиция Беларуси по вопросам, связанным с ОДКБ, не меняется. «Кардинальным образом ничего не меняется. Мы всегда выступали за мирное урегулирование всех споров и конфликтов. За то, что если создаешь организацию, то она должна эффективно функционировать. За то, чтобы помогать друг другу, в том числе и на международной арене, когда осуществляется необоснованное давление на ту или иную страну, чего мы, к сожалению, по отношению к Беларуси сейчас, будем откровенно говорить, не видим. Но кардинально позиция не меняется. Естественно, меняются подходы в зависимости от той ситуации, которая складывается в нашем регионе, мире в целом. Мы должны это учитывать. Мы говорим об этом открыто и откровенно. Абсолютно открыты к откровенному диалогу относительно дальнейших путей развития нашей организации», — заявил глава белорусского МИД.