15 января поклонники таланта Евгения Весника отмечают 100-летие со дня рождения артиста

15 января поклонники отметят 100-летие со дня рождения народного артиста СССР Евгения Весника. К юбилейной дате телеканал «Культура» всю неделю показывал документальный цикл «Курьезы, театр, кино, жизнь», а в воскресенье порадует зрителей программой «Актерские байки» и комедией Алексея Коренева «Вас вызывает Таймыр» с участием Евгения Весника. Каким актер запомнился зрителям?

PANDDA.ONE

Жизнь как роман

Родился будущий артист 15 января 1923 года в семье Якова Весника, выходца из пинской купеческой семьи (в то время Пинск входил в состав Минской губернии). Как свидетельствуют биографы, дед и бабушка Весника со стороны отца владели текстильными мануфактурами в Минске, Пинске, позже — в Санкт-Петербурге. В дореволюционном Минске им принадлежали имение в Курасовщине, дом № 8 по улице Петропавловской (ныне Энгельса). Отец актера, окончив школу, учился в Лозаннском университете, участвовал в Первой мировой войне. После Октябрьской революции Яков — в Красной армии, член Реввоенсовета, друг Григория (Серго) Орджоникидзе. В феврале 1921-го на Тифлисском фронте был тяжело ранен. От ампутации ног его спасла медсестра Евгения Немечек, ставшая вскоре женой.

После рождения Евгения в 1923 году семья отбыла за границу. Военный комиссар Яков Весник занимался вопросами поставок оборудования для советских предприятий, находясь с супругой и сыном в США. Руководил Торгпредством СССР в Швеции и Германии. После возвращения в Советский Союз Весники некоторое время провели в Баку и Магнитогорске. В 1931-м обосновались в Кривом Роге. Глава семейства руководил строительством, а затем заводом «Криворожсталь». В Москве, куда он часто ездил по делам, за ним сохранялась четырехкомнатная квартира. После смерти Орджоникидзе в 1937 году Якова Весника расстреляли, мать Евгения была этапирована в Акмолинский лагерь жен изменников Родины.

14-летнего Евгения отправили в детдом, но по дороге ему удалось сбежать. Сначала добрался до Харькова. Друг отца, работавший адвокатом, смог дозвониться до супруги покойного Орджоникидзе, и она устроила 14-летнему Евгению встречу с Михаилом Калининым. Всесоюзный староста занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР и помнил отца Евгения по Петрограду 1917-го. Калинин отправил Весника домой, в московскую квартиру, которая к тому времени стала коммуналкой. Парень обосновался в небольшой комнате. Чтобы выжить, продавал книги. Трудился подсобником в цеху проверки противогазов, много времени проводил в подворотне, хулиганил с друзьями. Учительница русской литературы пригласила его в драмкружок, а в 1940-м поступил в Щепкинское училище. Через год началась война…

Опаленный войной

По окончании артиллерийского училища в 1942 году в звании младшего лейтенанта Весник командовал огневым взводом 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады. Участвовал в штурме Кенигсберга. Пережил тяжелую контузию. Две медали «За отвагу», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны — далеко не все награды Евгения Яковлевича. В его воспоминаниях много сказано о войне, но ни разу о крови, ужасах и трагедиях. Веселый нрав позволял ему видеть вокруг себя только светлое и человечное. Например, в Германии он приручил немецкого пса, и тот стал понимать команды по-русски.

Война не погасила в нем творческий огонек. В 1948 году Весник окончил Театральное училище имени М. С. Щепкина и был принят в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, после перешел в Московский театр сатиры, где вскоре стал первым в СССР исполнителем роли Остапа Бендера, которого сыграл в общей сложности 600 раз! С 1963 года стал работать актером Малого театра, где ему удалось сыграть немало серьезных и классических ролей: Городничий, Расплюев, Степан Головлев… Малый театр покинул лишь в 1992-м. Одновременно в 1981—1990 годах выступал на сцене Московского драматического театра «Сфера».

Коллекционер характеров

Дебют актера в кинематографе состоялся в 1955 году в фильме Сергея Юткевича «Отел­ло». Всего он сыграл более 90 ролей, работал на дубляже, на радио и телевидении, озвучивал мультфильмы, успешно выступал на эстраде. Артист обладал феноменальным даром рассказчика, был признанным мастером театральной байки, выпустил книги «Хмельные странички для непьющих. Из записных книжек народного артиста», «Записки артиста», «Сумасшедшая память» и другие.

Любознательность Евгения Яковлевича не знала границ. Известно, что он «коллекционировал» походки, повадки людей. Как-то актер театра имени Вахтангова Николай Гриценко увидел в исполнении Весника интересную размашистую походку — так ходил композитор Сергей Прокофьев. И тогда Гриценко «купил» ее у друга за бутылку коньяка. Также он подарил Гриценко особую походку для роли Алексея Каренина в фильме Александра Зархи «Анна Каренина»: при ходьбе левая рука двигалась вместе с левой ногой, а правая — вместе с правой.

Всенародным любимцем Весника сделала роль бывшего дворецкого Богдана Сусика из музыкальной комедии «Трембита», где он выступил в дуэте с неподражаемой Ольгой Аросевой. Зрители полюбили его директора филармонии Кирпичникова из фильма «Вас вызывает Таймыр», директора спорткомплекса в комедии «Семь стариков и одна девушка», разбитного белого полковника в «Новых приключениях неуловимых», прокурора из оперетты «Летучая мышь»… Актер признавался: «Работая над ролью, я рисую себе прототип, и это всегда конкретный человек. Мой учитель в «Приключениях Электроника» говорил, как Самуил Маршак, а походка у него была моего участкового врача».

В драме Владимира Бортко «Единожды солгав…» на неожиданно высоком драматическом градусе актер сыграл провинциального театрального режиссера, отца главного героя художника Александра Крюкова. Ироничен образ жизнелюбивого писателя Игоря Пащина в драме Глеба Панфилова «Тема», который, по выражению его приятеля в исполнении Михаила Ульянова, свои книги «шпарит без черновиков». Еще одного писателя, сказочника Соломона Фишкина, Весник воплотил в сатирической «Шапке» Константина Воинова по повести Владимира Войновича.

В 1992 году Евгений Яковлевич ушел из Малого театра и переключился на литературную стезю. Иногда снимался. Появился в роли «ушедшего в подполье», но так и не предавшего свои идеалы Мони-радиста в комедии Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и наивного врача-хирурга, оставшегося без часов, в фарсе Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Эти фильмы стали хитами. А вот «Мастер и Маргарита» Юрия Кары и образ психиатра в исполнении Весника почти канули в Лету. В те годы Евгений Яковлевич в основном писал и вел телевизионные программы, в которых неподражаемо рассказывал актерские байки.

Любимой ролью Евгения Весника в родном Малом театре был Городничий из гоголевского «Ревизора» — на протяжении 22 лет он сыграл его более 600 раз! Эта роль стала хрестоматийной.

Сердцеед со стажем

Биографы пишут о бурной личной жизни актера. Он был женат четыре раза, случился в свое время и громкий роман с актрисой, исполнительницей цыганских песен и романсов Лялей Черной. Самым долгим оказался четвертый брак с Сусанной (Нонной) Каменевой, бывшей женой его фронтового друга Нила Каменева, имевшей дочь от первого брака Марину. У самого актера были два сына от предыдущих браков. Нонна была рядом до самого ухода актера из жизни — более 40 лет.

Евгений Весник ушел в 2009-м. Завещал развеять свой прах в Кривом Роге, городе, где когда-то прожил свое самое счастливое время с родителями. Супруга Нонна так и сделала, горсть праха также захоронила в Москве, установила памятник на Троекуровском кладбище, чтобы друзья и коллеги всегда могли рассказать дяде Жене новую байку.

pepel@sb.by

СБ