Дерзкий побег в лесной Иерусалим. История евреев новогрудских гетто – в проекте «Место преступления»
«Место преступления» — совместный проект прокуратуры области и «Гродзенскай праўды».
На оккупированной в годы Великой Отечественной войны территории Гродненской области нацисты создали 55 мест принудительного содержания гражданского населения: 40 гетто, 7 тюрем, 7 лагерей для военнопленных и один сборный пункт. В местах принудительного содержания, которые находились фактически в каждом районе, были убиты не менее 105 тысяч человек и более 26 тысяч вывезены в Германию и лагеря смерти в другие страны. В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, инициированного Генеральной прокуратурой в апреле 2022 года, обнаружено еще 31 ранее не известное место принудительного содержания. Люди, погибшие в лагерях и гетто, стали невинными жертвами фашизма. В проекте «Место преступления» мы расскажем о том, как фашисты целенаправленно истребляли население Беларуси: убивали, истязали и обращали в рабство. В основу цикла публикаций положены материалы расследования, подтверждающие преступления фашистов против гражданского населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
Двести метров до свободы. Дерзкий побег
За побег из гетто евреям грозил расстрел. Но самые отчаянные, рискуя жизнями, все же делали попытки. До массового расстрела было три попытки побега: четырнадцать человек убежали из лагеря в декабре 1942 года, до этого успешно скрылись три человека, перекусив проволоку ограждения, третий же побег был уникальным – через туннель. И он спас жизни большому количеству узников.
Побег готовили долго. Саму идею поддержали двенадцать человек, создали организационный комитет. В разработке плана побега принимал участие председатель юденрата Даниель Осташинский. На строительство спасительного выхода ушло примерно четыре месяца, и к двадцатым числам сентября 1943 года туннель был готов.
– Представьте себе: изначально его копали… руками и ложками! – подчеркивает историк-краевед Наталия Жишко. – Шестьдесят человек сидели цепочкой от выхода из туннеля до чердака барака и передавали мешки с землей друг другу. Потом ее рассыпали между стен зданий, трамбовали. Позже придумали инструмент, который Лейба Пинчук описывал как металлическое лезвие с острым концом и короткой ручкой. Среди узников нашлись электрики, которые, скручивая маленькие кусочки украденной проволоки, провели в туннель электричество. Это притом, что в самих бараках его не было. Позже через каждые 10 метров в метровой толще земли сверлили отверстия для трубок-воздуховодов. Начинался двухсотметровый туннель под нарами в бараке, а заканчивался за территорией гетто. Люди очень хотели жить!
Когда туннель был построен, узники стали готовиться к побегу. Взрослые стремились прежде всего спасти детей. Организация была настолько четкой, что за час в бараках никого не осталось. В ночь на 26 сентября в туннель спустились даже те, кто не собирался бежать. На чердаке барака, куда прятали землю из туннеля, осталось лишь шесть человек. Сохранился фрагмент списка узников, составленный накануне побега.
Спустя время в бараке начался пожар, прибежали охранники и обнаружили вход в туннель. К счастью, никто из убежавших узников и спрятавшихся на чердаке людей обнаружен не был. На следующий день охранников арестовали и отправили в концлагерь.
По сведениям дочери одной из участниц побега гражданки Израиля Бетти Коэн, которая скрупулезно занималась сбором информации о каждом участнике побега, преодолеть туннель смогли 235 человек, среди которых были Зусманович Лейзер, Рива Бернштейн (Каганович), Розалия Водокова (Гершеновская), Джек Каган, Лейба Пинчук, Зейдель Кушнер с дочерями. В результате этого героического мероприятия выжили 126 человек, более шестидесяти погибли, судьба девяти неизвестна.
Этот акт сопротивления смерти – самый массовый и успешный в ряду многочисленных попыток на территории оккупированной Европы. Он обусловлен рядом причин, главной из которых было наличие еврейского партизанского отряда в окрестностях Новогрудка. Немаловажен и факт, что 20 сентября 1943 года из Новогрудка на западный фронт отбыл гебитскомиссар Трауб, а новое руководство еще не прибыло.
Лесной Иерусалим
Чудом спасшиеся евреи после выхода из туннеля искали в лесу партизан. Все стремились в отряд Бельского, о котором слышали с лета 1942 года. Партизанский лагерь Бельских с июня 1942-го располагался возле их родной деревни Станкевичи, но летом 1943-го бойцы попали в блокаду в Налибокской пуще, куда передислоцировались по приказу командира партизанского соединения Василия Чернышева. В сентябре 1943-го вернулись под Новогрудок и устроили временный лагерь возле деревни Старая Гута под Березовкой. Именно туда в сентябре 1943 года пришла большая группа узников, сумевшая бежать из новогрудского гетто. А в конце октября 1943 года появился и большой семейный лагерь недалеко от деревни Клетище Столбцовского района. Только женщин и детей там было более четырехсот.
Командир отряда Тувия Бельский, уроженец д. Станкевичи на Новогрудчине, принимал в отряд всех – молодежь, стариков, детей – людей, хотевших воевать, и тех, кто был не способен взять в руки оружие, предоставляя каждому шанс спастись. В условиях войны, когда человеческая жизнь, а тем более жизнь еврея, ничего не стоила, спасение даже одной жизни он ставил выше уничтожения десяти врагов. Эта цель отличала отряд Бельского не только в партизанском движении в Беларуси вообще, но и в еврейском сопротивлении всей Европы.
Действовали боевой отряд (150 человек) и семейный. В лесном лагере были организованы мастерские, построены пекарня, прачечная, госпиталь, школа и даже синагога. За годы войны через отряд Бельского прошло более 1 300 человек, потери же составили всего около пятидесяти. Позже его назовут уникальным еврейским партизанским отрядом в движении сопротивления нацистской Германии в военное время.
Спустя годы в 2019 году потомки партизан легендарного отряда встретились в Новогрудке. Дети и внуки спасенных людей из Америки, Австралии, Европы и Азии прошли по дороге, по которой ходили их предки. А в Новогрудке в рамках празднования 75-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков на территории Музея еврейского сопротивления торжественно открыли Стену Памяти, посвященную узникам, бежавшим из гетто в сентябре 1943 года.
Имена бежавших узников выбиты на Стене Памяти, рядом с ними – просвет, через который виден спасительный лес. О тех же, кого сумели поймать немцы, напоминает застрявший в стене кирпич… Большую часть строительства мемориала профинансировал отец Джареда Кушнера, помощника и зятя экс-президента США Дональда Трампа – Чарльз Кушнер. Его отец Зейдель Наум Кушнер с дочками сумел выбраться из гетто через туннель вместе с другими беглецами…
На открытие Стены приезжал и один из братьев Бельских – Арон, ныне живущий в США. Во время войны ему было 14 лет. В партизанском отряде он был связным. По истории отряда Бельских в Голливуде снят фильм «Вызов», он вышел в прокат в 2008 году и собрал более 50 миллионов долларов кассовых сборов. Одного из братьев Бельских, Тувию, сыграл Дэниэл Крэйг. Роль Арона, который приезжал в Новогрудок, исполнил английский актер Джордж МакКей.
Идель (Джек) Каган. Мальчик, достучавшийся до миллионов сердец
Иделю Кагану было тринадцать, когда он оказался в гетто. Он единственный, кто остался живым из своей семьи. В юном возрасте мальчик познал и ужас потерь, и боль, и голод, и отчаяние. Прошел все круги ада, пытался бежать, но отморозил пальцы ног. Загнивавшие пальцы во избежание гангрены ему ампутировал знакомый зубной врач. Идель пролежал без движения полгода, а потом участвовал в строительстве туннеля и рискнул на повторный побег в свои четырнадцать.
Отлежавшись три дня в борозде, Идель с приятелем добрались до хутора, где местные им указали дорогу к партизанам. Был в отряде Бельских, по окончании войны уехал в Польшу, затем – в Великобританию. И там под новым именем Джек основал собственное производство канцелярских товаров, став состоятельным человеком.
– Но боль гетто навсегда осталась в его сердце, – уверена Тамара Вершицкая. – Люди, которые его знали, и даже его семья, вряд ли понимали, что респектабельный мистер Каган, построивший успешную жизнь после войны, жил в двух мирах – в современном Лондоне и Новогрудском гетто во время нацистской оккупации. И он сделал все возможное, чтобы донести до людей историческую правду и увековечить память жертв Холокоста ради будущих поколений.
При участии Джека Кагана в Новогрудке и окрестностях в трех местах поставлены памятники евреям, уничтоженным в Новогрудском гетто во время Великой Отечественной войны: в конце улицы Минской (прежде Кореличской) на месте последнего расстрела новогрудских евреев; в двух километрах от города у деревни Литовка и недалеко от деревни Скрыдлево. Он же в 2007-м помог создать Музей еврейского сопротивления – экспозицию Новогрудского историко-краеведческого музея, рассказывающую о трагедии, унесшей жизни более шести тысяч новогрудских евреев, и беспрецедентном сопротивлении нацистам тех, кто оставался в живых после четырех акций уничтожения.
– По моему мнению, он выжил для того, чтобы сохранить эту историю для нас, – считает Тамара Вершицкая, – потому что люди, которые эту историю пережили, уехали и молчали. Не говорили даже своим детям, слишком болезненными были воспоминания.
За вклад в сохранение памяти об истории евреев Новогрудка Джек Каган получил звание Почетного гражданина Новогрудского района и навечно занесен в Книгу Славы Новогрудчины.
Знать и помнить
…Окунаясь в атмосферу Музея еврейского сопротивления, ощущаешь физическую боль. Кажется, здесь незримо витают души безвинно замученных новогрудчан. Некоторым посетителям становится плохо – до потери сознания, почти все переживают мощный катарсис. История, услышанная в этом месте, заставляет каждого обратиться внутрь себя. За что расправились оккупанты и их приспешники с безвинными людьми? Кто дал им право топтать нашу землю и проливать кровь мирных жителей?
Экспозиция Новогрудского историко-краеведческого музея расположена именно в том бараке еврейского гетто, из которого в сентябре 1943 года совершили побег его узники. Две комнаты с восстановленным интерьером тех лет, реконструкция входа в туннель и экспозиция под открытым небом, рассказывающая о строительстве туннеля и участниках побега, вызывают большой интерес новогрудчан и гостей региона. Новогрудчане называют это место «музеем жизни». Потому что жизнь сильнее смерти, а добро сильнее зла.
– За год к нам приходят и приезжают более семи тысяч посетителей, – отмечает директор УК «Новогрудский историко-краеведческий музей» Ульяна Бушма. – Приезжают школьники, а также семьи, в которых родители и бабушки-дедушки учат детей ценить прошлое. И когда дети на месте видят, слушают, узнают, они глубже осознают трагедию Холокоста и понимают, как хрупок мир и как важно его сберечь. А еще задумываются про человеческое достоинство и нравственный выбор. Смог ли бы я в свои четырнадцать, пройдя семь кругов ада, остаться человеком? Тема геноцида особенно актуальна в Год исторической памяти.
Для жителей региона история Новогрудского гетто – не просто исторический факт, а пережитая и пропущенная через души трагедия родной земли, политой кровью предков. В памятные дни здесь проходят траурные митинги и акции Памяти. Сюда приезжают потомки выживших в гетто. Новые поколения приносят к Стене Памяти цветы и зажигают свечи. А у скульптурной композиции девочки в костюме ангела поминают всех детей, зверски замученных в годы немецкой оккупации.
Прототипом установленного в 2017 году памятника стала реальная 12-летняя еврейская узница гетто Михле Сосновская, жизнь которой, подкупив охрану, родители пытались спасти. Девочке с подругой удалось выйти из гетто, однако на улице их встретила знакомая, которая тотчас же вызвала полицию. Девочек арестовали и расстреляли в полицейском участке…
Во имя жизни в районе продолжается работа по установлению новых фактов геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и закреплению доказательств.
– Проанализировано более 60 уголовных дел, – подчеркивает заместитель прокурора Новогрудского района Татьяна Волчек. – Допрошены родственники узников лагерей и свидетели, изучено функционирование мест принудительного содержания населения в годы войны, проведены осмотры мест расположения сожженных деревень. Наша задача – совместно с историками, краеведами, общественностью раскрыть все белые пятна истории, установить лиц, виновных в этой трагедии, а также привлечь к ответственности живущих преступников.
Недавно в главной синагоге Минска состоялась премьера удивительного анимационного фильма «Двести шагов к жизни», который сотворили подростки трех стран: Беларуси, России и Германии. В его основе – история 14-летнего Иделя (Джека) Кагана, которому вместе с другими узниками удалось проползти двести спасительных метров до свободы и присоединиться к партизанскому отряду братьев Бельских. История главного героя, которому было столько же лет, сколько большинству участников проекта, глубоко тронула каждого. Подростки из России и Беларуси разработали сценарий, изготовили из бумаги марионеток, а их немецкие ровесники потрудились над фонами. Дети сами сделали субтитры на английском языке, написали музыку, подобрали фрагменты для музыкальных заставок и озвучили героев. Как написала в соцсетях участница проекта из Саратовской области Элла Мусаева, люди, и в особенности молодежь, должны знать и помнить о таких событиях.
– Это огромное достояние нашей страны – мирное, братское сосуществование людей всех наций и народностей, – подытоживает Наталия Жишко. – Во имя светлой памяти всех безвинно павших во время Великой Отечественной войны земляков мы обязаны помнить уроки истории, в том числе Холокоста, чтобы сберечь мир и никогда не допустить повторения нацизма.