14 января православные верующие совершают праздник Обрезания Господня и память великого угодника Божия Василия Великого

14 января святая Матерь Церковь совершает праздник Обрезания Господня и память великого угодника Божия Василия Великого. В простонародии этот праздник принято называть «Старый» Новый год. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, «старый» Новый год «сместился» на 14 января — по новому стилю.

Сегодня мы совершаем сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку.  Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). А также вот еще о чем напоминает нам праздник Обрезания. Господь Иисус Христос есть Богочеловек, поэтому Он принимает обрезание именно как Человек. Он снова показывает нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Так давайте же и мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет святой апостол Павел, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

Андрей АБРАМОВИЧ,

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы 

агр. Турец, иерей