В лесу вовсю кипит работа. Зачем в Гродненской области целыми тоннами собирают сосновые шишки
Шишка – ценнейший продукт для лесхозов.
В каменных джунглях город-сад иногда нужно прореживать – все, как в лесу. Природа ведь всегда берет свое. Порой, правда, не без помощи человека. Кто в лес по дрова, мы же – с другой целью. Там вовсю кипит работа – настоящая уборочная: целыми тоннами собирают сосновые шишки. И не простые, а отборные.
Всю зиму каждое утро в питомнике Сморгонского опытного лесхоза начинается… на высоте. Тут на плантации элитных елей заготавливают ценнейший продукт – шишку. Труд кропотливый: каждую снимают с дерева вручную. Подробности рассказывает ОНТ.
«Собираем все шишечки, потому что надо собрать и плохие, и хорошие, потому что одновременно идет борьба и с вредителем».
Некоторые ели старше сорока лет, но плодоносят исправно. Да и людей случайных здесь нет. Иван Мойсевич почти треть века в профессии. И точно знает: это только теория в книжках, а практика в «шишках» – качественные побеги легко определяет на глаз.
Иван Мойсевич, специалист базисного лесопитомника Сморгонского опытного лесхоза: «Это, я вам хочу сказать, очень ответственное мероприятие, потому что оно требует очень большой аккуратности, внимания как от тракториста, так и работников, которые находятся в этой люльке. Мне эта работа очень нравится, потому что занимаюсь самым, я считаю, благородным делом на планете: я выращиваю лес».
«Колючие» плантации в Сморгони одни из крупнейших в стране – больше 40 га. Здесь растят только элитную хвою, ее семена – основа будущих лесов. Правда, на этот раз урожай получился небольшой – всего 5 тонн. Ель – дерево капризное, обильно плодоносит раз в три года, а то и реже. А вот погода для такой уборочной в самый раз – чем ниже градус, тем проще.
Алексей Гришкевич, начальник базисного лесопитомника Сморгонского опытного лесхоза: «Собирать нужно обязательно с ноября по февраль, чем раньше, тем лучше. Т.к. если позже мы будем их собирать, то шишки могут раскрыться, высыпаться семена и, соответственно, мы получим меньше выход семян из этих шишек».
Собранные шишки тут же отправляют на сортировку. И здесь тоже все исключительно руками. Команда сотрудниц ловко отбрасывает поврежденные, в мешки на переработку – только лучшие экземпляры.
«Вот такие – это качественные, хорошие шишечки. Они ровненькие, светленькие, коричневые, смолянистые. Вот такая хорошая, качественная шишка. А вот эта плохая».
Шишки со всей Гродненской области свозят сюда – в Щучинский лесхоз. Здесь их перерабатывают и хранят – за сезон до 70 тонн. Современное оборудование, все процессы автоматизированы. Удовольствие недешевое, но и эффект есть – за десять лет качественных лесов стало больше.Превращение шишек в семена – процесс небыстрый, занимает до 3-х суток. За это время – пять стадий обработки. Важнейшая – сушка. Специальный шкаф – сердце цеха. Вмещает до 600 кг шишки.
Екатерина Ракетская, мастер лесосеменного селекционного цеха Щучинского лесхоза: «Сушится при температуре +50°C , влажность ее не должна превышать более 15%, сушится она 48 часов. Сушка – самое ответственное дело, потому что, если шишка не раскроется, будет меньше семян».
Уже из сухого сырья вытряхивают семена. Отправляют в огромную центрифугу, где под давлением воздуха и воды отделяют ненужные придатки. Из тонны получается всего 10 – максимум 14 кг семян.Но не каждое семя способно дать всходы. На выбраковке пустышки остаются в аппарате, тяжелые налитые попадают в контейнер. Затем проверка в лаборатории – этап обязательный. Все-таки элита – основа будущего леса.
Татьяна Арабчик, лесовод лесосеменного селекционного цеха Щучинского лесхоза: «Здесь у нас стол проращивания, на котором мы проверяем всхожесть семян. У нас здесь лежат семена сосны улучшенной. Наблюдаем мы их 14 дней, потом считаем, выводим процент всхожести и все».
А оттуда в большой холодильник – на длительное хранение. При температуре около -2°C пролежат пять лет, чуть ниже – все десять. В любой момент коробки можно достать и отправить в теплицы сеять лес. Говорят, не залеживаются, деревья и у нас садят обильно, растут гродненские ели и сосны уже и в России и даже Швеции. Хотя в селекции не бизнес главное.Александр Трахимчик, начальник питомника Щучинского лесхоза: «Цех создан не для того, чтобы деньги зарабатывать. Цех носит социальную более программу, чтобы было воспроизводство лесов, чтобы у нас были свои семена и нам не надо было у кого-то их закупать или ждать, что их кто-то нам предоставит».
За годы практики здесь набили немало шишек. И каким будет белорусский лес в ближайшие десятилетия, прогнозировать не берутся: климат меняется. Частые засухи любительницу влаги и прохлады ель вытесняют в северные регионы. В воздухе все чаще мы станем чувствовать сосновый аромат. Но, говорят специалисты, это как посмотреть – главное, чтобы в целом лес был хороший, густой, а качественными семенами обеспечат. Стратегические запасы есть на годы вперед.