Обращения граждан — на постоянном контроле

По результатам контроля за соблюдением законодательства при работе с населением, проведения «прямых линий» и приемов граждан, рассмотрения их обращений, а также в рамках профилактической работы по предупреждению правонарушений Комитетом государственного контроля Гродненской области в феврале проведена коллегия на тему «О результатах контроля за соблюдением требований законодательства при рассмотрении обращений граждан местными исполнительными и распорядительными органами и организациями Гродненской области».

Отмечено, что в Комитет области за 2022 год поступило 509 обращений, что на 58 (или на 10%) меньше, чем в 2021 году.

Проведено 45 «прямых линий» и выездных приемов граждан, на которые обратились 92 заявителя. На 31 «горячую линию» поступило 225 звонков.

По тематической направленности основную позицию (31% от всех поступивших) заняли проблемы коммунально-бытового характера – 155 обращений. Злободневными вопросами для населения остались благоустройство дорог и улиц, ремонт жилищного фонда, оплата жилищно-коммунальных услуг.

Обращения, затрагивающие деятельность организаций, составили 15,2% (76 обращений). Как и в предыдущие годы, больше всего жалоб у граждан вызывала работа предприятий торговли — 15 обращений. Ключевой проблемой для граждан стала реализация некачественных товаров и отказ субъектов торговли в их возврате по требованию потребителя.

Несмотря на снижение по сравнению с 2021 годом числа обращений по вопросам трудового законодательства, их доля в общем количестве составила 10,2% (51 обращение). Наиболее острыми остались вопросы нарушения нанимателем сроков выплаты заработной платы.

Наблюдается значительное, почти в два раза, уменьшение количества обращений, касающихся социальной сферы, деятельности медицинских учреждений, учреждений образования.

В 2022 году Комитетом проведены проверки и мониторинги соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц в                        г. Гродно и четырех районах области.

Установлены факты непринятия мер для полного, объективного рассмотрения обращений.

Так, на обращение гражданина о наведении порядка на территории кладбища направлен ответ о произведенных работах по удалению аварийных деревьев, а поставленный вопрос благоустройства дороги к захоронениям не рассмотрен.

Выявлены случаи бездействия должностных лиц, вследствие чего заявители вынуждены обращаться за помощью в Комитет как в «последнюю инстанцию».

Жительница райцентра три недели ждала рассмотрения предприятием ЖКХ заявки по вопросу горячего водоснабжения. Заявителю пришлось обратиться на «прямую линию» Комитета, после чего в этот же день были произведены работы по регулировке системы горячего водоснабжения и заявителю произведен перерасчет.

Не всегда налажен достаточный контроль за выполнением решений, принятых по результатам рассмотрения обращений.

Например, на обращение по вопросу асфальтирования переулка заявитель получил ответ о том, что соответствующей организации поручено запланировать ремонтные работы на 2022 год. При этом в ноябре 2022 года информации о принятых мерах не имелось.

Не исключены случаи волокиты при рассмотрении обращений, в том числе дачи заявителям обещаний, не подкрепленных реальными возможностями по их выполнению.

Так, по результатам рассмотрения обращения жильцов дома, расположенного в одном из райцентров области, гражданам было сообщено, что работы по замене деревянных оконных блоков на окна ПВХ в местах общего пользования будут произведены в первом полугодии 2022 года. Вместе с тем в указанный срок работы даже не были начаты, имелась только согласованная проектно-сметная документация.

Установлены также факты неразъяснения либо ненадлежащего разъяснения заявителям порядка обжалования ответов, несоблюдения установленного законодательством времени приема граждан (начало — не позднее 8.00 или завершение не ранее 20.00), отсутствия на сайтах организаций графика приема граждан руководством, наличия неактуальной либо недостоверной информации, касающейся приема граждан.

Коллегией отмечена недостаточная работа отдельных органов и организаций по соблюдению требований законодательства об обращениях граждан и юридических лиц. Заинтересованным даны соответствующие поручения и рекомендации.