Какова роль женщин в раннем христианстве? Об этом расскажет новая пасхальная экспозиция в Музее истории религии
В этом году в центре внимания выставки – роль женщин в становлении христианства.
Совсем скоро католики, а затем и православные отметят светлый праздник Пасхи. По доброй традиции Гродненский государственный музей истории религии подготовил тематическую выставку. Сотрудники музея создали пасхальную экспозицию таким образом, чтобы посетители смогли взглянуть на праздник под разным углом. Так, в этом году в центре внимания выставки – роль женщин в становлении христианства.
– Пасха – самый древний праздник всех христиан, которые верят, что Иисус умер, искупая грехи человечества, и воскрешен к жизни ради нашего оправдания перед Богом. Своим Воскресением Христос дал надежду на жизнь после смерти каждому христианину. В апостольские времена отмечали две Пасхи. Первая была днем скорби: христиане вспоминали мучения Иисуса Христа. Вторая – день радости. В этот день праздновали Воскресение Христово, явление Иисуса ученикам, – рассказывает ведущий научный сотрудник музея истории религии Галина Хомко. – Временная экспозиция нашего музея состоит из двух соответствующих частей. Безусловно, здесь мы рассказываем о Пасхе, но акцент делаем на женском образе. Женщины всегда были возле Иисуса Христа. Но в первый век христианства на женщин смотрели как на приложение к мужчине. Была даже молитва, в которой мужчина благодарил Бога за то, что он создал его не женщиной. Вначале женщина принадлежала отцу, который мог ее продать, если над семьей нависала опасность, потом она принадлежала мужу. Однако Иисус разрушал все эти стереотипы. Он проявлял величайшее уважение к женщинам, чутко относился к их страданиям. Для него все равны.
Особое место в христианстве, безусловно, отводится Богородице, которая ни на миг не оставляла своего Сына в часы страданий и в минуту смерти. В первой витрине экспозиции, посвященной событиям распятия и смерти Иисуса Христа, посетители могут увидеть икону Божией Матери «Не рыдай Мене, Мати». Иконографическая композиция посвящена оплакиванию Христа Богородицей.
– В этом православном образе нет ощущения тотальности смерти. Наоборот, через грусть чувствуется весть о воскресении. Церковное предание говорит, что Богородица первой узнала о воскресении Христа, и что она была среди жен-мироносиц, – рассказывает Галина Хомко. – История развития иконографии распятия начинается с V века. В VI веке в сюжете появляются образы Божией Матери и Иоанна Богослова. Позднее – образы учениц Иисуса Христа, которые упоминаются в четырех Евангелиях Нового Завета: Марии Магдалины, Марии Клеопы, Саломеи и других.
Иконография Воскресения Христова восходит к VI–VII векам. Сюжеты здесь разнообразны. Во многом это объясняется тем, что это событие не описано у евангелистов, поэтому тема получила широкое поле для интерпретаций.
– Первоначально никогда не изображали воскресшего Христа. С VIII века в Византии, например, Воскресение Христово изображается как сошествие во ад. Во втором разделе экспозиции, посвященной Воскресению Иисуса, представлена икона «Воскресение – Сошествие во ад». Мы видим Спасителя, который выводит людей, первым делом Адама и Еву, из ада, – указывает на икону ведущий научный сотрудник музея. – Иконография сложилась под влиянием апокрифических писаний и отдельного упоминания апостолов о сошествии Иисуса Христа во ад. Он разрушил врата ада и стал оттуда выводить людей. Этот иконографический сюжет как бы задает вопрос: почему Христос принес себя в жертву? Здесь же есть ответ – чтобы спасти человека.
С V века становится популярен евангельский сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Как известно, на третий день после погребения Иисуса Христа, в воскресенье, мироносицы отправилась к его гробнице.
– Они взяли с собой миро и шли хоронить своего учителя, придя, обнаружили пустой саркофаг. Некоторые из жен-мироносиц называются по имени, но многие у евангелистов просто безымянные или с именем Мария, потому что в то время это было очень распространенное имя. В традиции католической принято говорить и изображать и у креста, и у гроба Иисуса трех Марий. Традиционно считается, что это Мария Магдалина, Мария Яковлева, Мария Заведеева. В православной традиции обычно семеро мироносиц. Они изображаются с алавастровыми сосудами, наполненными миром, – говорит Галина Хомко и указывает на икону, расположенную за стеклом второй витрины. – В православном календаре в честь жен-мироносиц установлен отдельный праздник. Его православные христиане празднуют в третье воскресенье после Пасхи. Он посвящен ученицам Христа, которые сопровождали своего учителя и не оставляли его даже в те минуты, когда большинство апостолов просто разбежались, не поверив, что он воскрес. Жены-мироносицы являются примером заботы, самопожертвования, любви, сострадания.
Согласно евангельскому тексту, Мария Магдалина была первой ученицей, к которой явился Иисус. Традиционно для западного искусства и символики Магдалина изображается с непокрытой головой и распущенными волосами, а также с тем сосудом благовоний, из которого евангельская женщина обливала ноги Христу. В православной традиции голова Марии Магдалины покрыта. Обе интерпретации представлены на выставке.
– В те времена женщин, кстати, обычно называли по имени мужа или сына. Например, Мария Яковлева. А вот имя Марии Магдалины происходит от небольшого города Магдала, которое существует до нашео времени. Можно предположить, что, вероятнее всего, она не была замужем, – отметила Галина Хомко.
Ведущий научный сотрудник музея подчеркивает: в православной и католической церквях почитание Марии Магдалины разнится. Если в православии Магдалина почитается как равноапостольная мироносица, излеченная от семи бесов, в традиции католической с ней долгое время отождествляли образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря.
– Известно из Евангелий точно, что Иисус изгнал из Марии Магдалины семь бесов. Что за болезнь, мы точно не знаем. Но это не означает, что она была падшей женщиной. Она была верной ученицей Иисуса. От Марии Магдалины по миру распространились слова: Христос Воскрес! И, к слову, традиция красить яйца на Пасху. По приданию, она пришла к римскому императору Тиберию и стала ему рассказывать радостную весть о воскресении Иисуса. Вход к нему без подарка был запрещен, поэтому она взяла с собой яйцо – символ жизни. Услышав о воскресении Христа, Тиберий рассмеялся и сказал, что поверит в это, когда яйцо в руках Марии станет красным. В ту же секунду яичная скорлупа окрасилась в багровые тона как символ пролитой крови Христа, – отметила Галина Хомко.
На временной выставке представлены все пасхальные репродукции, без которых сегодня попросту не мыслим светлый праздник Пасхи.