Теракт в Санкт-Петербурге. Кто стоит за убийством российского военкора и о чем предупреждают эксперты
2 апреля в центре Санкт-Петербурга произошел теракт.
Бомба в статуэтке. Что произошло в питерском кафе?
В воскресенье, 2 апреля, в 18.13 в полицию Санкт-Петербурга поступила информация о взрыве в кафе Street Food Bar №1, расположенном в центре города. В кафе проходил творческий вечер военкора Владлена Татарского (настоящее имя Максим Фомин), известного своими видеороликами о ходе российской спецоперации в Украине. Мероприятие не носило массовый характер, поэтому меры безопасности не были ужесточены.
В результате взрыва пострадали более 30 человек, в том числе 14-летняя девочка. В настоящее время состояние 8 пострадавших оценивается как тяжелое. Среди раненых — журналистка Татьяна Любина и организатор «Бессмертного полка» в Таллине Сергей Чаулин.
Прибывшие на место ЧП сотрудники правоохранительных органов установили, что в здании кафе было приведено в действие взрывное устройство, начиненное поражающими элементами. Мощность устройства превысила 200 г в тротиловом эквиваленте. Из-за взрыва вылетели стекла.
В ходе следственных действий также удалось установить, что бомба была спрятана в статуэтку, которую вручили Татарскому. Вскоре стало известно и имя дарителя — Дарья Трепова.
По словам очевидцев, ведущий вытащил статуэтку из коробки, Татарский подержал ее в руках, они вместе осмотрели ее и поставили обратно. «Чуть позже, через несколько минут, произошел взрыв и задымление. Все побежали», — рассказала РИА Новости одна из очевидцев.
Агентство также сообщает, что статуэтку, предназначенную военкору, заранее осматривали, а сам Татарский знал Трепову — она не раз передавала ему открытки на мероприятиях.
Как сообщает ТАСС, правоохранители по горячим следам провели обыски по месту проживания девушки в Санкт-Петербурге, были опрошены ее мать и сестра.
3 апреля Трепову задержали на съемной квартире, у нее при себе были билеты в Узбекистан. По некоторым данным, в Узбекистане сейчас находится ее супруг Дмитрий Рылов. Девушка дает признательные показания. Видео допроса опубликовал пресс-центр МВД России. «Я пронесла туда статуэтку, которая взорвалась», — сказала Трепова. Кроме того, на вопрос, за что задержана, подозреваемая ответила: «Задержана, я бы сказала, за пребывание на месте убийства Владлена Татарского». На вопрос о том, кто передал ей статуэтку, она отвечать отказалась. «Можно я расскажу об этом позже», — сказала девушка.
Между тем российский телеканал RT выяснил, что супруг Дарьи Треповой скрывается за границей от частичной мобилизации. По имеющимся данным, Дмитрий Рылов является также членом Либертарианской партии, подписантом движения «Свободу Навальному» и участником так называемого умного голосования. Уточняется, что Рылов вместе с Треповой был на антивоенном митинге 25 февраля прошлого года, где их задержали на девять и десять суток соответственно. Сама Трепова также сторонница оппозиционных движений. Среди подписок девушки было множество СМИ-иноагентов.
Причастны спецслужбы Украины. Что заявляют правоохранительные органы РФ?
Следственный комитет России по факту взрыва возбудил уголовное дело. Ведомство также направило в Санкт-Петербург опытных криминалистов для помощи в расследовании убийства. «В настоящее время на месте происшествия работают следователи и криминалисты СК России. Все обстоятельства и детали совершенного преступления устанавливаются», — говорится в сообщении СК.
Ход расследования взяло на контроль руководство МВД России. В пресс-службе петербургского главка полиции сообщили, что в город направлена группа сотрудников Главного управления уголовного розыска МВД. Цель выезда — оказание практической помощи местным полицейским в установлении и задержании лиц, причастных к организации взрыва.
Прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник заявил, что следственные мероприятия будут проведены максимально быстро.
Между тем Национальный антитеррористический комитет России заявил о причастности спецслужб Украины к убийству Татарского.
«Установлено, что совершенный 2 апреля в Санкт-Петербурге террористический акт в отношении известного журналиста Владлена Татарского был спланирован спецслужбами Украины с привлечением агентуры из числа лиц, сотрудничающих с так называемым Фондом борьбы с коррупцией Навального, активной сторонницей которого является задержанная Трепова. Расследование всех обстоятельств совершенного преступления продолжается», — говорится в сообщении ведомства.
Вечером 3 апреля стало известно, что Следственный комитет переквалифицировал уголовное дело о взрыве в Санкт-Петербурге на террористический акт. Следственный комитет также располагает данными о том, что организация теракта велась с территории Украины.
«У следствия имеются данные, что планирование и организация совершенного преступления осуществлялись с территории Украины. При этом Дарья Трепова, придерживающаяся оппозиционных взглядов, является сторонницей Фонда борьбы с коррупцией (организация признана экстремистской и запрещена в РФ). Расследование всех обстоятельств произошедшего продолжается. Следствие устанавливает всю цепочку лиц, причастных к совершению преступления, — от исполнителей до заказчиков», — заявили в ведомстве.
Опасность может быть везде. Как отреагировали в Москве?
Убийство военкора Владлена Татарского является терактом, президент России Владимир Путин был незамедлительно проинформирован о случившемся, заявил представитель Кремля Дмитрий Песков, сообщает ТАСС. «Это террористический акт, мы с вами видели заявление НАК. Сейчас идет активная фаза следствия, мы видим достаточно энергичные шаги по задержанию подозреваемых. Давайте в любом случае наберемся терпения и дождемся заявлений наших спецслужб, которые работают там. Есть данные, судя по заявлению НАК, о том, что украинские специальные службы могут иметь отношение к планировке этого теракта, а, естественно, это является терактом», — сказал Песков.
По словам пресс-секретаря президента, вполне возможно, что за убийством военкора Татарского стоят украинские власти. «Россия столкнулась с киевским режимом. Это режим, который поддерживает террористические действия, режим, который стоит за убийством Дарьи Дугиной, это режим, который стоит за убийствами людей в течение многих лет начиная с 2014 года. Именно поэтому проводится специальная военная операция», — заявил Песков, отвечая на вопрос, можно ли говорить о новой волне терроризма в России, которая связана непосредственно со спецоперацией.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что теракт был осуществлен с целью запугать россиян. «Это чудовищное преступление, целью которого было запугать наших граждан, не должно остаться безнаказанным. Надеюсь, что правоохранительные органы, призванные защищать главное право человека — право на жизнь, найдут нелюдей-террористов», — написала Москалькова в своем Telegram-канале.
Прокомментировала убийство Татарского и официальный представитель МИД России Мария Захарова. Дипломат отметила, что российские журналисты на постоянной основе испытывают на себе угрозы расправы со стороны Киева и его вдохновителей, которые все чаще реализуются. «Их подвергают травле, клеймят в прямом смысле специальными маркировками на цифровых площадках американских интернет-монополий и устраивают «охоту на ведьм» в западных СМИ. Все это происходит при молчаливом игнорировании со стороны профильных международных структур, что уже невозможно не трактовать как соглашательство, если не соучастие», — заявила Захарова.
Ни по одному случаю насильственной гибели российского журналиста, которая оценивалась Киевом как «успех», ни западные страны, ни международные организации, ни зарубежные профессиональные сообщества не только не провели расследований, но даже не проявили элементарного человеческого сочувствия, продолжила Захарова. «Еще недавно Запад боролся с экстремизмом и терроризмом, шел единым фронтом по Парижу в защиту журналистов, в отношении которых совершались теракты. Сегодня отсутствие реакции в Белом доме, на Даунинг-стрит, в Елисейском дворце, учитывая их мнимую озабоченность благополучием журналистов и свободой журналистики, говорят сами за себя. Поразительна реакция в Киеве, где получатели западных грантов демонстрируют нескрываемый восторг из-за произошедшего», — отметила дипломат.
Гибель Татарского показала, что сегодня в Киеве не с кем разговаривать, написал в своем Telegram-канале вице-спикер Госдумы России Сергей Неверов. «Пусть еще нет официальных данных о причинах прогремевшего в Санкт-Петербурге взрыва, но, думаю, всем понятно, кто за этим стоит. И данный теракт очень хорошо характеризует киевский режим и его покровителей. Они террористы, преступники, убийцы. И с каждым днем, с каждым их новым шагом это становится понятно все большему количеству людей по всему земному шару. Будучи не в состоянии противостоять нашим воинам, они пытаются нападать на мирных граждан, журналистов, деятелей искусства, нападать на тех, кто не может ответить. Они не добьются своей цели. Мы не испугаемся. Мы просто получили еще одно подтверждение тому, что разговаривать сегодня в Киеве не с кем», — заявил Неверов.
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий провел параллели между убийством Татарского и российской журналистки Дугиной. Он также призвал усилить антитеррористические меры в регионах страны. «Следствие разберется, но, думаю, не без основания, можно говорить об «украинском следе» и теракте, как и в случае с убийством Дарьи Дугиной. Почерк тот же… Обращаюсь к нашим правоохранительным органам и спецслужбам — необходимо усилить антитеррористические меры, причем во всех регионах страны», — заявил Слуцкий.
Глава Союза журналистов России Владимир Соловьев назвал убийство Татарского преступлением против журналистов. «Идет расследование, по всем признакам это теракт. Причем теракт, видимо, с многими смыслами, потому что я только что говорил с коллегами из Санкт-Петербурга, по некоторым данным, это кафе принадлежало Евгению Пригожину (основателю ЧВК «Вагнер». — Прим. БЕЛТА), недалеко находится один из его офисов. Конечно, этот теракт направлен против журналистов, потому что в кафе часто собирались коллеги», — цитирует Соловьева ТАСС.
Глава Союза журналистов призвал коллег к бдительности и осторожности. «Опасность сейчас может быть почти везде. Мы живем в очень непростое время», — заключил он.
Беды 2.0. Что заявляют в Украине?
Убийство российского военкора в Киеве прокомментировали довольно лаконично.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что о взрыве в кафе Санкт-Петербурга должна думать Россия. «Я не думаю о том, что происходит в Санкт-Петербурге или в Москве. Об этом должна думать Россия. Я думаю о нашей стране», — сказал Зеленский.
О непричастности Киева к взрыву в Санкт-Петербурге сказал советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк. «Необратимые процессы и беды 2.0. ждут РФ. Пока будем смотреть», — говорится в сообщении.
Таким образом, украинская сторона опровергает свою причастность к теракту в Санкт-Петербурге, как и в ситуации с Дарьей Дугиной. Напомним, Дугина была убита 20 августа 2022 года. Автомобиль российской журналистки был взорван в Московской области. В Центре общественных связей ФСБ России заявили, что за убийством Дугиной стоят украинские спецслужбы. В частности, установлено, что к преступлению причастна гражданка Украины Наталья Вовк, которая после теракта выехали в Эстонию. О причастности Киева к убийству Дугиной немало писали в западных СМИ. Тем не менее в Киеве свою причастность отвергают.
Стоит также вспомнить еще об одном недавнем покушении, правда, неудавшемся. В прошлом месяце стало известно, что ФСБ России предотвратила покушение на российского предпринимателя, председателя совета директоров группы «Царьград» Константина Малофеева. По данным ФСБ, покушение готовили украинские спецслужбы. Предполагаемый организатор — Денис Капустин, который также участвовал в нападении на село в Брянской области.
Идет террористическая война. Как видят ситуацию эксперты?
Эксперты сходятся во мнении, что против России идет «террористическая война». А значит, нужно предпринимать меры, чтобы предотвратить последующие атаки.
Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Илья Крамник считает, что события в Санкт-Петербурге лишь начало. «Террористическая война продолжается, и взрыв в Питере — не конец и не начало конца, и даже не конец начала. Конец начала наступит, когда с той стороны начнут регулярно погибать заказчики и организаторы этих терактов, которые пока что находятся слишком… в безопасности», — написал аналитик в своем Telegram-канале.
Военный эксперт Борис Рожин считает, что украинскую СБУ и Главное управление разведки Минобороны Украины необходимо признать террористическими организациями. Кроме этого, Рожин считает необходимым снять мораторий на смертную казнь за измену родине и терроризм. «Отсутствие смертной казни в условиях войны выглядит просто нелепо. Не является секретом, что большая часть населения поддерживает восстановление смертной казни в стране за особо тяжкие преступления», — отметил эксперт.
Военный эксперт Роман Насонов обращает внимание, что обнаружить взрывное устройство в общественных местах не всегда возможно. В беседе с журналистами телеканала «Звезда» эксперт пояснил, что взрывное устройство, которое убило военкора Владлена Татарского, могло быть сделано очень просто. «Это можно сделать посредством SIM-карты, которая дистанционно получит СМС и приведет в действие взрывное устройство… Можно поставить определенный датчик, который через указанное время сдетонирует», — сказал он.
Насонов отметил, что обнаружить такую бомбу в кафе не представлялось возможным, так как там отсутствуют специальные рамки и методы досмотра, которые есть в метро и на массовых мероприятиях. Поэтому пронести взрывчатое вещество на мероприятие было достаточно просто. «Если она не ехала на метро, где стоит энтероскоп, который может определить взрывчатое вещество у нее в сумочке, а ехала на своей машине… она достаточно легко могла взрывное устройство пронести», — заявил Насонов.
Глава комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Виктор Бондарев в беседе с ТАСС заявил, что в России в целях безопасности необходимо принимать антитеррористические меры и усиливать досмотровый контроль. «Террористический акт, ставший причиной гибели Владлена, — это позорное, провокационное действие украинской стороны, которая не смогла победить его в честном бою, а убила подло, исподтишка. Необходимо совершенствовать антитеррористические меры и усиливать досмотровый контроль в общественных местах и при проведении общественных мероприятий», — отметил Бондарев.