Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2022 году
1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.
1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы:
на суммы компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь (нарушен пункт 3 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень);
на суммы выходного пособия при прекращении трудового договора (нарушен пункт 2 Перечня);
на сумму материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка;
на сумму материальной помощи с направлением средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, оказанной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оплате труда работников бюджетных организаций» от 18.01.2019 № 27 (нарушен пункт 7 Перечня);
на суммы возмещения работникам оплаты за проезд (нарушен пункт 9 Перечня);
на выплаты, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные работником в виде материальной и (или) иной помощи. При условии, что в течение календарного года общая сумма соцвыплат не превышает установленный по каждому работнику предел (по основному месту работы – 2440,00 руб., по внешнему совместительству – 161,00 руб.) (нарушен пункт 13 Перечня, действующего с 01.01.2022);
на сумму единовременной выплаты молодому специалисту в связи с переездом в другую местность (нарушен пункт 3 Перечня);
на сумму денежной помощи молодому специалисту, выплаченную в соответствии с Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (нарушен пункт 13 Перечня действующего с 01.01.2022).
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З (далее – Закон № 118-З) излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.
1.2 Не начислены обязательные страховые взносы:
на сумму денежной помощи молодому специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
на материальную помощь к юбилею;
на материальную помощь воинам-интернационалистам ко Дню защитника Отечества;
на материальную помощь к Международному Дню 8-е Марта;
на материальную помощь женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
на сумму вознаграждения работникам, состоящим в трудовых отношениях, за участие в работе наблюдательного совета общества;
на сумму премии в связи с занесением на Доску Почета;
на сумму материальной помощи многодетным семьям;
на сумму материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
на вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
на сумму выплат студентам высших учебных заведений при прохождении производственной и преддипломной практики;
на сумму доплаты по основному месту работы неосвобожденному казначею первичной профсоюзной организации;
на сумму единовременной выплаты при достижении пенсионного возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 118-З не внесенная в установленный срок сумма взносов в бюджет фонда является недоимкой. К недоимке относится задолженность плательщика по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты взносов в бюджет фонда и расходования средств фонда, в том числе при представлении плательщиком отчетности в орган Фонда по месту постановки на учет. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 118-З на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.
- Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.
2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на сумму выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда;
на суммы отпускных за период отпуска, который не входит в профессиональный стаж (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон № 322-З.
Излишне поступившие в бюджет Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления (статья 19 Закона № 118-З).
2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на суммы материальной помощи по заявлениям в связи с тяжелым материальным положением;
на сумму заработной платы, начисленной работнику за период, когда он подлежал страхованию на профессиональное пенсионное страхование;
на сумму выплат в пользу работников, носящих социальный характер (материальная помощь, питание);
на сумму единовременной выплаты на оздоровление; на сумму перерасчета заработной платы; доплаты за работу по совмещению; на сумму заработной платы за дни трудового отпуска, следовавшего за днями, в которых застрахованное лицо было занято на работах с особыми условиями труда (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона № 322-З).
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой, на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.
- Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3.1 Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены статьями 8 «Сроки уплаты взносов», 14 «Порядок перечисления взносов» Закона № 118-З. Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены статьей 21 «Обязанности плательщиков» Закона № 118-З.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
- Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):
в нарушение пункта 2 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено при отсутствии права на него (на день наступления случая временной нетрудоспособности отсутствует уплата обязательных страховых взносов);
в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;
в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено по день установления инвалидности включительно;
в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначены пособия, как по разным видам; при расчете пособия из минимального размера применен неверный размер бюджета прожиточного минимума; пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%; пособия назначены ниже минимального размера;
в нарушение подпункта 18.5 пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, а также за период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка;
в нарушение подпункта 19.2 пункта 19 Положения по ВН № 569 при исчислении пособия не учтена неявка на прием;
в нарушение пункта 21 Положения по ВН № 569 при исчислении пособий по временной нетрудоспособности неверно определен расчетный период;
в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды;
в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок, исключены дни, приходящиеся на выходные дни и отработанный согласно табелю день временной нетрудоспособности;
в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569 в случае, когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней, пособие рассчитывали из фактически отработанных дней и суммы заработка, а следовало из тарифной ставки;
в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;
в расчет пособия не включались индексация заработной платы, доплата до минимальной заработной платы;
в расчет пособия сумма премии включена не пропорционально отработанному времени;
в расчет пособия лицу, работающему по трудовому договору, включено денежное вознаграждение за работу по гражданско-правовому договору;
в нарушение пункта 25 Положения по ВН № 569 пособия назначены за меньшее (большее) количество календарных дней, чем удостоверено листком нетрудоспособности;
в нарушение пункта 27 Положения по ВН № 569 неверно учтены суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам.
Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).
- Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):
в нарушение подпункта 3.2 пункта 3 статьи 1 Закона № 7-З назначено и выплачено пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей на ребенка, находящегося в учреждении образования с круглосуточным режимом пребывания;
в нарушение пункта 7 статьи 9 Закона № 7-З неверно определен размер доплаты разницы между выплаченным пособием по беременности и родам и размером пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам;
в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;
в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З неверно определен размер пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, действующий на дату рождения;
в нарушение пункта 3 статьи 11 Закона № 7-З размер пособия был определен без учета второго ребенка;
в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З неверно определен размер пособия в связи с рождением ребенка, действующий на дату рождения;
в нарушение статьи 12 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет в полной семье назначено отцу, не находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, следовало продолжать выплачивать назначенное ранее пособие матери ребенка, но в размере 50% от назначенного с первого числа месяца, следующего за месяцем ее перевода на полную ставку (оба родителя работают в проверяемой организации);
в нарушение статьи 13 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено дважды;
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет выплачено за период после достижения ребенком возраста 3-х лет (пункт 9 статьи 13);
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет опекуну на подопечного ребенка назначено и выплачено без учета количества детей, над которыми установлена опека (пункт 8 статьи 13 Закона № 7-З);
в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка в возрасте до 3-х лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (подпункт 3.2 пункта 3);
в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3-х до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено без наличия в семье ребенка в возрасте от 3-х до 18 лет;
в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3-х лет из отдельных категорий семей было назначено по день достижения им возраста 18 лет включительно, а следовало по день истечения срока признания ребенка инвалидом, установленного медико-реабилитационной экспертной комиссией, включительно, но не позднее дня, предшествующего дню достижения им возраста 18 лет;
в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З выплата пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей была прекращена ранее установленного срока, на который была назначена;
в нарушение абзаца 4 пункта 1.3 статьи 16 Закона № 7-З пособие назначено на ребенка, который получал среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджета;
в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (подпункт 3.5 пункта 3); неверно определен день возникновения права на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (подпункт 3.4 пункта 3);
в нарушение пункта 4 статьи 24 Закона № 7-З при выезде ребенка в возрасте до 3 лет за пределы Республики Беларусь выплата пособия приостановлена с первого числа месяца, следующего за месяцем получения заявления о приостановке выплаты пособий в связи с выездом ребенка, в то время как выезд совершен тремя месяцами раньше;
в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств;
в нарушение пункта 51 Положения № 569 выплата назначенного пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей приостанавливается в году обращения за его назначением (в пределах сроков, указанных в пункте 1 статьи 16 Закона № 7-З) на других детей в возрасте от 14 до 16 лет включительно с 1 сентября. Ребенок стал получать среднее специальное образование на дневной бюджетной форме получения образования.
Указанные нарушения приводили к завышению и занижению размера пособий семьям, воспитывающим детей. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты
В соответствии с п. 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты
- Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В нарушение пункта 15 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода получателя путевки ошибочно взята сумма заработной платы к выдаче, что приводило к занижению размера частичной стоимости, возмещаемой получателем; при определении денежного дохода не включена пенсия;
в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.
На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.
- Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.
(нарушен пункт 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее — Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);
7.1 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
несоответствие сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы; некорректное отражение сведений о присвоении квалификационной категории (разряда) и переводе на работу по новой категории (разряду) (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее — Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);
представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее — Правила).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
7.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (нарушен пункт 16 Правил).
отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
фактические периоды временной нетрудоспособности и периоды работы, периоды работы и уплаты страховых взносов по гражданско-правовым договорам не соответствуют указанным в договоре и форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
непредставление или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали период нахождения в социальном отпуске без сохранения заработной платы (нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
недостоверное отображение периодов начала и окончания вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ДЕТИ», «ПОСОБИЕ», «ВРЕМНЕТРУД» и «ПРЕМИЯ» в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения»: неверно указаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; периоды получения пособия по временной нетрудоспособности не соответствуют листкам и табелям учета рабочего времени; не исключен период отпуска без сохранения заработной платы и прогулы; периоды уплаты страховых взносов не соответствуют табелям учета рабочего времени и приказам по личному составу (нарушены требования пунктов 15,19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
7.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены (нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
некорректное отражение в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда; из графы «Период работы с особыми условиями труда» не исключены периоды работы в обычных условиях труда, а также не включены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в котором работник подлежал ППС (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
- Нарушения при проведении мониторинга по соблюдению законодательства о государственном социальном страховании
В ходе проведения мониторинга по соблюдению законодательства о государственном социальном страховании установлены следующие нарушения Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.01.2018 № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1):
в графе листка нетрудоспособности «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» отсутствует должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя (нарушен подпункт 46.2 пункта 46 Инструкции N 1/1);
исправление не заверено печатью организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» (нарушен пункт 49 Инструкции N 1/1);
нет записи в позиции листка нетрудоспособности (справки) «Вид ВН» или «Вид ВН» указан некорректно (нарушен подпункт 50.7 пункта 50 Инструкции N 1/1);
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «Режим» (нарушен подпункт 50.14 пункта 50 Инструкции N 1/1);
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «собственное имя, дата рождения ребенка» (нарушен подпункт 50.15.2 пункта 50 Инструкции N 1/1;
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности» (нарушен подпункт 50.15.3 пункта 50 Инструкции N 1/1);
не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности»; в позиции листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности» неверно указано заключение о трудоспособности (нарушен подпункт 50.19 пункта 50 Инструкции N 1/1);
в позиции листка нетрудоспособности «фамилия, подпись, личная печать лечащего врача» отсутствует печать лечащего врача (нарушен подпункт 50.21 пункта 50 Инструкции N 1/1);
в позиции листка нетрудоспособности «Печать организации» отсутствует оттиск печати организации здравоохранения, закрывшей листок нетрудоспособности (нарушен подпункт 50.22 пункта 50 Инструкции N 1/1);
в листках по временной нетрудоспособности не заполнены позиции: «структурное подразделение», «должность временно нетрудоспособного», «табельный номер» (нарушен подпункт 54.1 пункта 54 Инструкции N 1/1);
в листках по временной нетрудоспособности не поставлена подпись лица, ответственного за внесение отметок в графу «особые отметки», независимо от их наличия (нарушен подпункт 55.6 пункта 55 Инструкции N 1/1);
при оформлении плательщиком оборотной стороны листков нетрудоспособности с установленным видом нетрудоспособности 02 «в связи с травмой в быту» в позиции «решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата» ответственным лицом не производились записи «назначить (отказать в назначении) пособия» и не указывались номер протокола и дата заседания комиссии по назначению пособий (нарушен пункт 56 Инструкции N 1/1).
В нарушение требований пункта 2.9 главы 2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010г. в делах заявителей получателей пособий семьям, воспитывающим детей, отсутствуют:
отсутствует справка о месте жительства и составе семьи;
справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам;
копии паспорта или иного документа удостоверяющего личность;
копии свидетельства о заключении брака, в случае если заявитель состоит в браке или копия решения суда о расторжении брака;
отсутствует справка о том, что гражданин является обучающимся в учреждении образования (в том числе дошкольном).
Инна Хорошко,
начальник Кореличского районного сектора Гродненского облуправления Фонда социальной защиты населения