В школах Гродненщины вводится второй обязательный элемент школьной одежды. Узнали, что выбирают чаще всего и как относятся к новации родители и сами учащиеся
Как отметили в главном управлении образования Гродненского облисполкома, информирование родителей и законных представителей учащихся о введении в новом учебном году второго обязательного элемента школьной формы проводилось на родительских общешкольных и классных собраниях, классных часах.
– Администрация школы, классные руководители вместе с родителями и учащимися проработали варианты элементов школьной формы и обсудили возможности ее приобретения с учетом ценовых предложений. Кроме того, в отдельные учреждения образования региона приглашались производители школьной одежды, чтобы родители могли оценить модельный ряд предложенных вариантов. В большинстве школ предложены комплекты школьной одежды: жилет и брюки для мальчиков, жилет и юбка для девочек, – рассказала главный специалист главного управления образования облисполкома Ирина Малевич.
Она отметила, что в качестве второго элемента школьной формы для девочек в 146 школах Гродненской области выбран жилет и в 143 школах – юбка. Для мальчиков 138 учреждений общего среднего образования Гродненщины выбрали брюки и 144 школы – жилет.
Самым распространенным цветом второго элемента школьной одежды стал синий. Его выбрали в 170 учреждениях. На втором месте черный цвет: он используется в 100 школах региона. Кроме этого, практически во всех учреждениях общего среднего образования области введены отличительные элементы. Среди них эмблема, нагрудный знак, галстук.
Инициатива от родителей
Программа по введению единого стиля школьной формы активно прошла в Путришковской средней школе имени Фёдора Крайника. Уже в прошлом году в учреждении были введены сразу два обязательных элемента – шитый жилет темно-синего цвета с эмблемой школы, а также синие брюки для мальчиков и юбка для девочек. По словам директора школы Галины Разумневич, разрабатывать проект по введению для учеников единого стиля в школе начали с 2019 года. Инициатива поступила от родительской общественности, которую сразу поддержала администрация учреждения образования.
– Работа была проделана непростая. Многократно мы организовывали родительские собрания, совещались в выборе стиля школьной формы, ее цвета. Затем обратились в местную организацию, чтобы для учащихся пошили школьные комплекты. Родители с удовольствием приобрели костюмы, цена была приемлема для каждого, – рассказала Галина Разумневич.
По словам директора, положительно отнеслись к единой форме и ученики. Этому способствовало присвоение школе имени Фёдора Лаврентьевича Крайника – бывшего директора школы, заслуженного учителя БССР.
– Дети гордятся тем, что обучаются в нашей школе, и поддержание общего стиля для них очень почетно и важно. Ребята подходят к этому очень ответственно: у нас все ходят в школьной форме, – сказала Галина Разумневич.
«Довольны остались все»
Положительно отзываются о введении единой школьной одежды и родители. Юлия Янушевская вместе с дочерью готовятся к переходу в седьмой класс. И теперь, по словам женщины, сборы в школу стали значительно проще.
– Больше не нужно думать о том, что покупать из базовых вещей ребенку для школы. Я приобретаю сразу два комплекта школьной формы, и вопрос решен. Довольны остаются все, потому что для родителей это хороший вариант и по стоимости, и по времени, которое уйдет на поиски одежды для школы. И дочка отнеслась к единой школьной форме положительно: раз надо – значит надо, и больше не приходится каждый день придумывать новый образ. Все в равном положении. К тому же это очень дисциплинирует детей. Они понимают, что школа – это место для учебы, – поделилась Юлия Янушевская.
Учащийся Путришковской средней школы имени Фёдора Крайника Матвей Писаренко в сентябре переходит в одиннадцатый класс. И, по словам юноши, для него единый стиль школьной формы в первую очередь является признаком организованности.
– Я считаю, что единые стандарты – это правильное решение, поэтому поддерживаю введение одного стиля. Это выглядит очень эстетично и красиво. Тем самым у учреждения образования поддерживается определенный имидж, – отметил Матвей. – Нет никаких сложностей с тем, чтобы соблюдать это правило. Конечно, есть ребята, которым важно выделиться, подчеркнуть свой индивидуальный стиль, но я считаю, что есть множество иных способов самовыражения.
С точки зрения психологии
Многочисленные исследования доказали, что в школах с униформой значительно лучше формируется дисциплина, уменьшается количество конфликтов между учащимися. Четкий дресс-код помогает установить границы норм поведения и рассматривать школу как рабочую среду. По словам психолога городской поликлиники №5 города Гродно Татьяны Барсукевич, ношение единой школьной формы имеет целый ряд положительных факторов. Так, она подчеркивает определенную принадлежность ребенка к группе и устанавливает в ней равные позиции для всех.
– Благодаря этому у детей нет необходимости подчеркивать свой статус с помощью дорогой или особой одежды. Это позволяет избежать давления и буллинга из-за так называемых немодных вещей. Единый стиль школьной формы способствует тому, что внимание учащихся полностью переключается на образовательный процесс, – рассказала Татьяна Барсукевич.
Психолог также отметила, что зачастую дети могут воспринимать единый стиль школьной формы как отсутствие возможности для выражения своей индивидуальности.
– Если ввиду обстоятельств ребенок отказывается носить установленную школьную форму, родителям следует проявить понимание и постараться найти компромисс в сложившейся ситуации. Одно из возможных решений проблемы – использование в образе оригинальных аксессуаров: воротничков, манжет, галстуков, – сказала Татьяна Барсукевич.
Если в учреждении образования установлен определенный цвет школьный формы, можно подобрать вещи в этой цветовой гамме, но с оригинальным кроем, который будет соответствовать дисциплинарным порядкам, но вместе с тем предоставит учащемуся возможность отличаться от сверстников.
Гродненская правда