Как жили люди на территории современного Кореличского района под гнетом Польши
В результате польско-советской войны и в соответствии с Рижским мирным договором, заключенным 18 марта 1921 года, 113 тыс. кв. км территории Западной Беларуси с населением 4,6 млн человек отошло к Польше.
Было введено новое территориально-административное деление. Территория современного Кореличского района вошла в состав Новогрудского и Столбцовского (до 1926 г. – Несвижского) поветов Новогрудского воеводства. Вместо волостей были созданы гмины: Кореличская, Циринская, Райцевская, которые входили в состав Новогрудского повета, Мирская, Жуховичская и Еремичская (с 1926 г. – Турецкая) — в состав Столбцовского повета.
Население Западной Беларуси, в том числе и те, кто проживал на территории современного Кореличского района, оказалось под политическим и экономическим гнетом польских властей.
Польские власти опасались недовольства местного населения и готовы были лишь по одному доносу хватать людей, в том числе и подростков, применяя меры физического насилия, только чтобы добиваться показаний об их участии в антиправительственной деятельности. Местного жителя Коляду (в дальнейшем видного местного коммунистического деятеля) в тот момент, когда он возвращался из школы (события происходили в 1928 году), ложно обвинили в распространении коммунистических листовок. Сначала он был избит, при этом у него требовали ответов на вопросы, где он их раскидал и зачем. Сами полицейские были пьяны. И только после избиения один из них отправился в школу, где подтвердили, что юноша был на уроках, когда распространялись листовки.
В конце 20-х годов БССР в ходе первой пятилетки превращалась из аграрной страны в индустриально-аграрную. Строились новые крупные промышленные предприятия, улучшалось общее благосостояние населения. О бедственном положении Западной Беларуси в экономическом плане можно судить на примере территории современного Кореличского района. Здесь в 20-30-е годы XX в. существовало только несколько небольших предприятий. Это лесопильный завод в Турецкой гмине, на котором в конце 20-х годов работало от 30 до 40 рабочих, и лесопильный завод в Мире.
В Мирском поместье князя Святополк–Мирского действовал винокуренный завод (бровар), на котором трудились от 40 до 50 рабочих. Винокуренный завод в Воронче принадлежал помещику Любанскому. Также здесь были небольшие предприятия, где чесали и пряли шерсть. На территории района было несколько водяных мельниц. Общее количество рабочих, занятых на этих предприятиях, было небольшим, около 100 человек. Заработная плата была в 1,5-2 раза меньше, чем в центральных районах Польши. Основная маса населения занималась сельским хозяйством. Основу экономики воеводства, как и раньше, составляло сельское хозяйство. Сохранялось крупное помещичье землевладение. Тысячи гектаров земли имели князь Николай Святополк-Мирский, Кащиц, графиня М. Патоцкая, помещики К. Юндил, Н. Тукало. В 1933 году в Новогрудском и Столбцовском поветах насчитывали 199 поместий (маентков) площадью более 100 га, из них около 60 находилось в границах современного Кореличского района. 199 помещиков (0,4%) владели 136,4 га земли.
Дополнительным способом контроля за местным населением стало наделение землей осадников, которые должны были выступать форпостом политики польских властей в деревне, а также дополнительным контролирующим фактором. Земля для осадников выделялась лучшая, ее количество превосходило количество земли у большинства крестьян. В Новогрудском и Столбцовских поветах поселилось около 760 семей осадников. Примерно 1/3 часть из них находилась на территории современного Кореличского района.
Цены на рынке были высокие, и крестьяне почти ничего не могли себе позволить. Так, в декабре 1935 года на рынке в Новогрудке за 1 ц зерна платили 10,19 злотого; ячменя – 9,70; овса – 10,14; гречки – 11,76; картошки – 2,80 злотого. Корову крестьянин мог продать в среднем за 130-140 злотых, овечку за 11-12 злотых. Примерно такие же цены были на рынках в Мире и Кореличах. В то же время 1 кг соли стоил 1,79 злотого; сахар – 1 злотый; кусок мыла – 1 злотый; 1 литр керосина – 35 грошей. Чтобы купить 1 кг соли, крестьянин должен был продать 18 кг зерна или 64 кг картошки. Крестьяне в основном питались картофелем, да и его не всегда хватало.
Не имея возможности к существованию, беднота за мизерную плату шла на заработки к панам и деревенским богатеям. У осадника крестьянин мог заработать за день 65-75 грошей, а на мельнице или лесопилке со своей лошадью – примерно 1,5 злотых. Таким образом, крестьянин за день, работая у осадника, не мог заработать на кусок мыла, а работая с лошадью, – на 1 кг соли. Фактически для властей земли Западной Беларуси рассматривались как аналог колоний для европейских стран, откуда в первую очередь выкачивались ресурсы. При этом местное население польские власти рассматривали как «испорченных поляков», которых необходимо вновь научить быть правильными.
Правительство Польши пыталось быстрее колонизировать западнобелоруские земли, полонизовать белорусское население и таким образом покончить с «белорусским вопросом». Этим целям служила вся национальная политика польского правительства. При переписи населения в сентябре 1921 года большинство белорусов официальная статистика записала как поляков. Поляками записывали не только всех белорусов-католиков, но и значительную часть православных.
Так в результате грубой фальсификации из 48 тысяч жителей района более 30% записаны как поляки, 64% как белорусы, а 5% как евреи. На самом деле поляков было менее 3%, и это была местная белорусская шляхта, полонизированная в прошлом. В 20-30-е гг. общее число поляков несколько увеличилось за счет осадников, чиновников, полицейских до 3-4 тыс. человек или же 6-7% от общей численности жителей района. На полонизацию была направлена политика и в области образования. Школы с русским языком обучения закрывались и заменялись польскими, которые носили название «паўшэхных» (всеобщих), 4-классными в деревнях и 7-классными в местечках. При этом белорусскоязычных школ фактически не было. Так, к 1934-1935 году на всей территории Западной Беларуси насчитывалось всего 16 белорусскоязычных школ. А уже к 1937-1938 году не было ни одной белорусскоязычной школы.
17 сентября 1939 года стало переломным моментом в жизни населения как Западной Беларуси, так и населения современного Кореличского района.
На западнобелорусских землях, вошедших в состав БССР, были образованы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области. Эти регионы были вовлечены в радикальные социально-экономические преобразования. Была проведена национализация предприятий и банков, осуществлялась коллективизация и механизация сельского хозяйства. Коренные изменения произошли в образовании, здравоохранении, науке и культуре. Активизировалась работа по ликвидации безграмотности, причем учебные заведения создавались для различных этнических групп населения: в 1941 году в западных областях БССР действовали 4192 белорусские, 987 польских, 173 русских, 168 еврейских, 63 литовские, 43 украинские школы. Были созданы театры, открыто 100 кинотеатров, 92 Дома культуры, 220 библиотек. Во всех областных городах и райцентрах появилась белорусскоязычная периодика.
Таким образом, политика польских властей была направлена на ополячивание населения Западной Беларуси и выкачивание ее ресурсов без развития ее промышленного потенциала. И только приход советской власти на эту территорию изменил ситуацию кардинально.
Алексей КАРОЯН, старший научный сотрудник Кореличского районного краеведческого музея
Фото из открытых интернет-источников