Как лечились крестьяне во времена Витгенштейнов
27 ноября 1841 года окружной лекарь Александр Козакевич в своем отчете сообщил о большом количестве смертельных случаев среди крестьян во владениях Витгенштейнов. Причиной стал непрерывный ливень. Дожди шли, не переставая, всю осень. От сырости испортилось большое количество зерна. Следовательно, начался голод. В 1840-е г. лекари зафиксировали ужасные условия жизни простых людей.
С наступлением рабочей поры года крестьяне вставали с восходом солнца, работали и дотемна. Употребляли в пищу различные жмыхи, корни, ягоды, ботву, а также непригодную для питья воду. Во времена неурожаев ели сырую траву. А те, которым удавалось пережить сырость, холод и голод, сильно ослабли и стали жертвами разных болезней. Положение и здоровье крестьян было ужасным. Когда начинались эпидемии, люди умирали в массовом порядке. Бедствие особенно касалось детей и подростков. Право арендаторов позволяло привлекать к работе детей с 12 лет на сгон (срочные работы). Эта тяжелая работа лишала детский организм сил, необходимых для роста. Дети являлись наиболее уязвимыми, так как находились на стадии физического развития. Врачи первые забили тревогу. Казимир Хонский – главный врач во владениях Радзивиллов и Витгенштейнов письменно представил эти доводы в Главное управление имениями. Хонский предлагал изменить в арендном договоре пункт «о привлечении детей к тяжелой работе». Следовало запретить работать на сгонах девочкам, не достигшим 14 лет, и мальчикам до 15 лет. Главное управление признало обоснованность аргументов доктора Хонского о необходимости сохранения здоровья детей. На полях его обращения написана резолюция: «Изменить условия контрактов».
Врачей в сельской местности не хватало, да и не везде они пользовались доверием. За помощью охотнее шли к знахарям, ведьмам и колдунам. Особенно сельские жители верили заклинаниям, колдовству и заговоренным снадобьям. Найденные перышки, пучки соломы, тряпки вызывали у крестьян ужас. Лечились при помощи воска, трав, яиц, воды и молитв. Хорошо, если такое лечение не вредило, а давало эффект плацебо. Но иногда самолечение приводило к беде. К примеру, раны присыпали табаком, сахаром, смазывали салом или медом. Ожоги мазали чернилами, луковым соком, квасом. Некоторые целители снискали себе невиданную славу – толпы больных стекались к ним из соседних губерний. К примеру, в Новогрудском уезде самым известным знахарем в первой половине XIX века был пастух Антосик Голец, который исцелял больных прикосновением руки.
Врачи жаловались, что крестьяне больше верят шарлатанам, чем лекарям. Часто после отъезда врача лекарство сразу выбрасывали в окно. Не доверяя докторам, крестьяне скрывали свои болезни, чтобы только не попасть в лазарет. Лекарям приходилось противостоять всем этим суевериям.
Способности врачей были неодинаковы, как и их образование. Одни выполняли свои обязанности профессионально, старательно следили за развитием медицины. Другие пользовались старыми методами.
Известный в те времена на службе у Витгенштейнов врач Юлиан Ромашко сталкивался в своей работе с тем, что разные болезни фельдшера лечили одним методом – кровопусканием. Юлиан Ромашко боролся с этим и запрещал это делать. Сильное ослабление организма несовместимо было с частым пусканием крови, так как это еще больше подрывало силы. При высоком давлении это могло принести облегчение. Но часто «отворяли кровь» и в других случаях, когда это вовсе было не обязательно – при головной боли, болезнях глаз и боли в костях. Крестьяне думали, что дурная или «застоявшаяся» кровь может вызвать боль, и потому ее надо выпустить.
Причиной роста болезней у крестьян и их печальных последствий были бедность, необразованность, голодное существование, антисанитария и позднее обращение к врачу.
Наталья КОВАЛЕВИЧ, научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»
Источник: Архив истории и философии медицины, 1925 г.