«Если партия «ПиС» сохранит свою власть, проблемы будут только нарастать». Что будет с будущим польским правительством, обсуждаем с политологом Петром Петровским
Кто «джокер»?
В воскресенье в Польше прошли парламентские выборы, а вместе с ними и общенациональный референдум. Как подчеркивают многие эксперты и политологи, эти выборы уже можно назвать одними из самых скандальных. Одно только известие о минировании двух избирательных участков чего стоит. На парламентских выборах в Польше победу одержала правящая партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, набрав 35,38 процента голосов.
Как отметил политолог, эксперт аналитического центра «Северная Евразия» Петр Петровский, победа партии «Право и справедливость» была понятна и прогнозируема.
– Меня лично такой результат никак не удивляет. Кроме того, вопрос о будущем правительстве, а Польша это президентско-парламентская республика, где правительство формирует нижняя палата парламента, далеко не решен. Сейчас на протяжении как минимум месяца будут происходить переговоры. Возникла ситуация, когда непонятно, кто будет формировать правительство. По Конституции президент должен предложить партии, набравшей большее количество голосов на выборах, организовать это самое правительство. Однако «Право и справедливость», которая набрала более 35 процентов голосов, не хватает мандатов, чтобы сформировать однопартийное правительство, – объясняет Петр Петровский.
В этой ситуации, считает политолог, нужно создавать коалицию. Партия «Конфедерация свободы и независимости» уже заявила, что в коалицию вступать не будет. В этой ситуации джокером является партия «Третий путь» Шимона Головни, которая, с одной стороны, рассматривается как потенциальный союзник Туска, но с другой – у нее имеется дилемма.
– Туск будет формировать правительство на три партии, и для Головни это менее выгодный сценарий, потому что в таком случае ему придется делить места в правительстве еще с двумя партиями. Если же Головня вступит в коалицию с «ПиС», он окажется в более выгодных условиях, потому что мандаты они смогут делить на двоих, соответственно, им достанется большее количество министерских кресел, – рассуждает Петр Петровский.
Пока это теоретические размышления. В отличие от «Конфедерации», «Третий путь» пока не выступает с публичными заявлениями на этот счет. При этом «ПиС» готова к переговорам, потому что не хочет уходить в оппозицию. Есть еще некоторые варианты развития ситуации. Например, если ни одна из сторон не сможет сформировать правительство, тогда, согласно польской Конституции, будут происходить перевыборы. Нельзя исключать и такие «экзотические» варианты, как большая коалиция «ПиС» и «Гражданской платформы». Такое уже было в истории. Либо вариант технического правительства. Здесь имеет место быть многовариативность, и пока что центральный сценарий, по которому все будет происходить, непонятен.
Нашли «ключ» к электорату
Несмотря на негативные экономические тенденции последних лет, визовые, коррупционные скандалы, за «ПиС» проголосовали более трети избирателей в Польше. На это есть конкретные причины. Во-первых, «ПиС» выступает с позиции глубинного поляка. То есть усиливает социальную ориентацию государства, пытается мобилизовать общество путем педалирования темы безопасности, борьбы с миграцией. Не стоит забывать и о том, что Польша – католическая страна. А потому в то время как оппозиция выступает за легализацию однополых браков, нетрадиционные ценности, глубинные поляки не принимают это, а значит, не будут голосовать за гражданскую платформу. «ПиС» и политтехнологи нашли определенный «ключ» к польскому обществу, поняли, как манипулировать им. И мы видим результаты, к которым все это привело.
Вместе с тем не стоит упускать из виду тот факт, что имеются определенные падения рейтинга «ПиС». В сравнении с прошлыми выборами – более 9 процентов. Это достаточно мощная потеря голосов, которые, скорее всего, отошли к «Третьему пути», частично к «Конфедерации», частично стали протестными.
– Это «звоночек», что не все хорошо в экономике, имеются и нарастают проблемы, Польше нужны трансформации в этом плане. Старая модель управления не будет столь эффективно и качественно работать в польском обществе. И если «ПиС» сохранит свою власть, то проблемы будут только нарастать и усугубляться, – говорит Петр Петровский.
Трюк оказался провальным
Отдельно стоит сказать о референдуме, который проходил в Польше в день парламентских выборов. Фатальный результат явки по референдуму – 40 процентов – означает не только то, что результаты этого плебисцита не будут юридически обязательными, но и то, что избиратели фактически разоблачили идею правящей партии с вынесением на всенародное обсуждение манипуляционных вопросов. Разница между количеством людей, принявших участие в голосовании на парламентских выборах, и количеством тех, кто проголосовал на референдуме, оказалась колоссальной. Почти каждый второй избиратель отказался участвовать в голосовании.
По мнению Петра Петровского, это говорит о том, что референдум, инициированный «ПиС», не смог консолидировать польское общество. Оппозиционные партии фактически проигнорировали проведение референдума, и в нем, в подавляющем большинстве, приняли участие сторонники «Права и справедливости».
– Но главное вот что: результаты референдума не являются обязательными для выполнения, – говорит Петр Петровский. – С другой стороны, мы должны понимать политтехнологическую составляющую референдума: максимально мобилизовать и консолидировать электорат «Права и справедливости», что, в принципе, было выполнено, мы видим результат.
Таким образом, то, что должно было быть хитроумным предвыборным трюком для увеличения поддержки партии Качиньского и мобилизовать правый электорат, обернулось против правящей политсилы. Царивший накануне парламентских выборов хаос в вопросе порядка проведения референдума был подкреплен неправомерным поведением представителей участковых избирательных комиссий, которые интересовались у пришедших на участки избирателей, хотят ли они получить бюллетень для голосования по референдуму. Все это показало, насколько роковой для «ПиС» была идея организации общенационального референдума в день выборов.