История приемной семьи из Кореличского района

Семья Кучко Ирины Сергеевны и Ивана Анатольевича из деревни Барановичи воспитывает уже не первого приемного ребенка. Они убеждены: чем больше детей, тем крепче и счастливее семья. Приемные родители не считают себя героями, но осознают важность своих решений и стремления изменить к лучшему еще одну маленькую жизнь.
Из интервью с Ириной Сергеевной мы узнали, как возникла их приемная семья, с какими трудностями приходится сталкиваться, тем более, что сейчас семейная пара воспитывает четверых подростков.

— Ирина Сергеевна, расскажите немного о себе. Как возникла идея создать приемную семью?

— Наша приемная семья образовалась в 2008 году. На тот момент у нас было два кровных сына 7 и 9 лет. Как любая мама, я мечтала еще о девочке. Не помню уже, кому первому (мне или мужу) пришла мысль о девочке из приюта, и вскоре она была у нас дома.

— Вы знали, с чего начать и куда идти?

— Мы обратились в сектор по охране детства отдела образования и, пройдя все испытания для кандидатов в приемные родители и собрав пакет необходимых документов, стали ждать… И вот март… Долгожданная девочка, точнее подросток 15 лет.

— Не было страшно брать в семью ребенка в таком «сложном» возрасте?

— Возраст ребенка немного отпугнул сначала, но желание иметь в семье девочку оказалось сильнее… Мы понимали, что приемный ребенок – это серьезный шаг и огромная ответственность. Ведь важно полюбить ребенка не только на тот момент, когда принимаешь его в семью, а дарить тепло, помочь встать на ноги и вновь обрести веру в людей! Эти души очень нежные и ранимые. Хотя иногда, особенно в период адаптации, могут показаться просто невыносимыми (это уже из опыта). Нужно принять ребенка как своего, со всеми его недостатками и достоинствами.

— Как кровные дети и родственники отнеслись к вашему желанию создать приемную семью?

— Новость о наших планах взять на воспитание девочку родные и близкие восприняли хорошо. Они видели, что наше решение было обдуманным. Мы понимали, что приемное родительство – это тяжелый и кропотливый труд. Сыновья у нас очень общительные, были рады новым знакомствам.

— Как прошла адаптация девочки в семье?

— Ирина с первых дней стала звать меня «мамой», несмотря на свою взрослость, что меня сразу коробило. Она была очень активной, ее интересовало все вокруг. Порой даже вела себя слишком раскрепощенно, что проявлялось в манере одеваться. Но слушалась, когда ей делали замечания. Между нами быстро сформировались дружеские, доверительные отношения, поскольку мы много времени проводили вместе. Я работала учителем в ее школе, брала Ирину на различные мероприятия, школьные дискотеки, мы вместе покупали одежду, косметику, прочие вещи. Дома у нас тоже было много общих занятий. Со временем я поняла, как все-таки для каждого важно, чтобы в его жизни присутствовал человек, который вовремя поможет, подскажет, развеселит.

— С какими трудностями пришлось столкнуться? Ведь вы приняли в семью подростка, у которого к тому же была травма потери близких людей.

— Конечно, было всякое. Это наш первый опыт. Были моменты, когда думали сердцем, а не головой, когда казалось, что опускаются руки. Например, в первое время было непривычно, что ребенок прячет еду. Мы старались донести до ребенка, что можно в любой момент попросить еды и всего, что понадобится. Теперь мы уже понимаем, что это особенность практически каждого, кто прошел через подобные лишения в жизни.

— Сталкивались с ситуациями, которые заставали вас с супругом врасплох?

— Была у нас такая проблема как воровство. Начали замечать, что пропадают вещи. Но не могу сказать, что это сильно выбило нас из колеи. Здесь нужно уточнить, что по образованию я педагог. С 1996 года работала учителем в средней школе. В любой сложной ситуации мы с мужем садились и обсуждали возможные варианты, находили подходящие методы воспитания для каждого ребенка. Так было и в этот раз.

Мы определили действенные способы убеждения, объяснили, почему важно уважать имущество других людей. Дали понять, что в нашем доме воровству не место, но не осудили, а отреагировали как на провинность, с которой ребенок обязательно справится. У девочки многого не было до поступления в нашу семью, она хотела быть такой же, как одноклассницы. Мы старались покупать ей все необходимое для подростковой жизни, но дали и ей возможность зарабатывать свои деньги делами по хозяйству, различной помощью. Мы вместе придумали, на что она будет копить и всячески ей в этом помогали. Больше к проблеме воровства возвращаться не приходилось.

— Как дальше сложилась судьба девочки?

— Сегодня она замужем, имеет троих детей. Мы по-прежнему поддерживаем связь, поздравляем друг друга с праздниками. Я считаю, что она выросла порядочным, добрым, ответственным человеком.

— Как решились взять еще детей на воспитание?

— В 2009 году я была назначена на должность директора социально-педагогического центра на замену декретного отпуска. В целях воспитания чуткости и милосердия у своих родных детей, мои сыновья были частыми посетителями приюта. Там они подружились с мальчиком, у которого заканчивался срок пребывания в приюте. Нужно было определять дальнейшее место жительства ребенка. Сообщив ему об этом, я увидела растерянные глаза, полные слез, и услышала неуверенный тихий голосок: «А можно у вас жить?». Тут уже растерялась я, ведь на тот момент у меня уже была приемная 16-летняя девочка и двое родных сыновей…

Вечером вся семья была в сборе на семейном совете. Я озвучила просьбу Артёма и ничуть не удивилась реакции моих детей, которые в один голос закричали: «Мамочка, ты у нас самая лучшая!». И муж поддержал: «Места всем хватит!». Сказано – сделано. И вот еще один член семьи. Артём оказался спокойным, тихим и скромным. Особых проблем с ним не было. Шли годы… И вот позади 11 классов… Дальше учеба в медицинском колледже, новые друзья, первая любовь, удачи и неудачи, первые взрослые проблемы – все переживали и решали вместе… Сегодня 24-летний Артем работает медбратом в местной поликлинике.

— Что дальше? Решились взять на воспитание еще детей?

— Да. Мы не разделяем точку зрения, что «всех не спасешь и не накормишь, поэтому нужно беречь себя и заботиться о себе». Мы с супругом решили, что хотим заботиться еще о ком-то. В 2015 году к нам в семью попадают брат и сестра. Спустя год Ангелина поступает в торгово-экономический колледж на специальность «банковское дело». Затем успешно заканчивает БГЭУ и в настоящее время работает в банке в городе Минске, а ее брат выбрал профессию строителя. На смену им приходят в нашу семью три сестрички Вика, Таня и маленькая Ангелина. Спустя 5 месяцев они возвращаются в биологическую семью, где благополучно проживают и по сей день.

В марте 2017 года в нашей семье снова пополнение: три брата, двое из которых – близнецы. А через год еще один мальчик. На тот момент я уже сама работала в приюте в должности воспитателя. Эти мальчишки проживают у нас в семье по сей день. Близнецы окончили 7 классов, двое мальчиков постарше – 9 классов.
Правила проживания в нашей семье новые дети впитывали как губка, но все же отличались от наших собственных детей. К ним нужно было применять другие дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия.

— На сколько сложно было организовать жизнь с четырьмя новыми членами семьи, еще и все из которых мальчишки?

— Первое время было нелегко. Мальчишки активные, были большие пробелы в воспитании. Вообще многое не нравится в поведении приемных детей, когда они только приходят в семью. Всегда шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). При этом невозможно относиться к приемным так же, как к своим собственным детям. Характер родных детей мы точно знаем, можем предугадать, какая будет реакция на то или иное замечание, когда у них хорошее настроение, а когда плохое. При общении с приемными детьми нужно учитывать их опыт, бытовые навыки, умения, насколько они травмированы и озлоблены. Ведь им так же трудно привыкать к нам, как и нам к ним.

Конечно, не сразу получилось найти общий язык со всеми детьми. Но в этом очень помогает совместная деятельность: участие в различных школьных конкурсах, совместная подготовка к ним, походы на природу, совместные праздники, чаепития. Именно в таких ситуациях каждый из нас может показать себя настоящего, без ложных масок. Именно в эти моменты возникает доверие между взрослыми и детьми. А доверие – это одно из составляющих такого чувства как любовь. Конечно, рамок и границ никто не отменял. Доверие должно идти под руку с уважением, иначе дети просто могут сесть на шею и свесить ножки, чего допускать ни в коем случае нельзя. Но ребенка нужно уважать как личность.

— Какие проблемы чаще всего возникают в воспитании приемных детей, особенно подростков? И как вы с ними справляетесь?

Вообще, самая частая проблема – это курение. Может потому, что мы брали больше в семью мальчишек. Но практически все они приходили к нам с этой пагубной привычкой. В первые же дни мы находили у них сигареты, замечали, что ребята собирают на улице окурки. В таких случаях сразу же начинали беседовать. Обсуждали этот вопрос и все вместе, и с каждым по отдельности. К наказаниям старались никогда не прибегать. Всегда много разговаривали, помогали наши кровные дети. Они как старшие старались подавать младшим положительный пример.
У нас в семье не было скандалов из-за курения. Наоборот. Мы старались показать каждому ребенку, что не стали из-за этого относиться к нему хуже. Приводили медицинские аргументы. Находили им новые занятия и увлечения, чтобы не было времени вспоминать о сигарете. И получилось! Это была наша общая победа.

— Между собой дети всегда ладили?

— Мы, конечно, с первых дней стараемся вкладывать в них все самое доброе, светлое. Объясняем, почему важно всегда помогать и поддерживать друг друга, показываем это на личном примере. Нужно отметить, что у наших близнецов именно в подростковом возрасте и начались проблемы во взаимоотношениях. Они могут сильно ссориться, драться, хоть раньше были очень дружны.

Они и сейчас любят и уважают друг друга – это видно. Но стремление каждого быть лидером дает о себе знать. Тем более, что мальчишки учатся в одном классе, у них общий круг общения. Мы стараемся не вмешиваться во все их конфликтные ситуации, чтобы они сами учились сглаживать углы, доказывать свою точку зрения. Только когда понимаем, что ситуация заходит слишком далеко, даем каждому выговориться и постоянно напоминаем, что даже в конфликтных ситуациях нет места оскорблениям и жестокости. Показываем ребятам на примере своей семьи, что братья и сестры – самые близкие и родные друг другу люди.

— Вы прошли подростковый возраст и с мальчиками, и с девочками. С кем сложнее?

— Каждый ребенок индивидуален – это ни для кого не секрет. И к каждому нужен свой подход, независимо от пола и возраста. Но хочется отметить, что со всеми приемными детьми нас связывают приятные эмоции, переживания, проблемы и радости.

Мы хотим подарить нашим детям то, что не смогли по каким-либо причинам их биологические родители. Хотим радоваться удачам, поддержать в трудную минуту. Хотим научить ставить перед собой цель и доводить дело до конца! Хотим, чтобы приемные дети чувствовали любовь и поняли, что дом – это место, где тебя поймут и не обидят!

— Как, на ваш взгляд, у нас в стране обстоит дело с приемным родительством?

— В своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю самообразованию. Так, в 2018 году закончила Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Темой моей дипломной работы я выбрала «Правовое положение приемной семьи по законодательству Республики Беларусь», поэтому с уверенностью могу сказать, что законодательные акты, принятые на республиканском уровне, обеспечены механизмами реализации; вопросы финансирования, обеспеченности жильем, предоставления льгот приемным семьям и другие вопросы материального обеспечения отражены в законодательстве достаточно полно. Вместе с тем, я являюсь руководителем районного методического объединения приемных родителей. На заседаниях МО мы изучаем права и обязанности приемных родителей и детей, воспитывающихся в приемных семьях, обмениваемся опытом, решаем проблемы в воспитании приемных детей сообща.

— Что вы, имея такой большой опыт, могли бы посоветовать тем, кто решился принять в семью ребенка?

— Я считаю, чтобы взять на воспитание детей, их нужно любить. А любящих людей у нас в стране, я уверена, много. Конечно, стоит запастись терпением и выдержкой, ведь поведение многих детей оставляет желать лучшего, когда они приходят в семью. Но не всегда строгость и запреты дают результат, они и так много в жизни лишены. Не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с приемными детьми. Нужно воспитывать их с радостью, передавая им наш оптимизм, жизнелюбие.

Уделяя таким детям повышенное внимание, мы поможем им не потеряться в этой жизни, они будут увереннее стоят на ногах и чувствовать себя нужными. Наши дети разные, и важно, чтобы каждый ощущал себя человеком, без которого что-то в семье не получилось бы.

Наши мудрые предки сложили такую поговорку: «Лучше, чем храм построить, сироту пристроить!». Давайте же любить всех детей и получать эту любовь взамен. Ведь делиться любовью – это и есть настоящее счастье!

Наталья МАНЫЛО, педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Кореличского района»

2
2
4