Минобразования: в Беларуси ежегодно увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития
В Беларуси за год количество детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) увеличилось практически на 4 тыс. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА сообщила главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елена Мулица.
«Система образования в первую очередь ориентирована на то, чтобы обеспечить доступность и качество образования для каждого ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него каких-либо нарушений. Каждый ребенок имеет право на образование, и мы реализуем это право в полной мере. Категория детей с особенностями психофизического развития — это одна из основных категорий, которой уделяется повышенное внимание и в системе образования, и в других областях социальной сферы со стороны различных государственных органов. Количество детей с особенностями психофизического развития имеет тенденцию ежегодного увеличения. По предварительной информации, в сравнении с прошлым годом количество детей этой категории увеличилось практически на 4 тыс. человек и на сегодня составляет 183,2 тыс. детей. Более точную цифру мы получим к декабрю после анализа сведений из банка данных о детях с особенностями психофизического развития. В предыдущем 2022 году эта цифра составляла 179,4 тыс. человек. Из общего количества почти 16 тыс. детей с ОПФР имеют инвалидность. Стоит отметить, что около 90% от общего количества — это дети, которые имеют нарушения речи как самостоятельное нарушение либо как одно из проявлений в структуре другого нарушения. Кроме того, в банк данных включаются сведения о детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детях с нарушением слуха, зрения, детях с трудностями в обучении, детях с расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями, детях с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и психическом развитии», — рассказала Елена Мулица.
Она отметила, что система образования сегодня предлагает различные варианты организации образовательного процесса для детей с ОПФР.
«Часть детей получает образование в учреждениях специального образования. Всего в стране 236 учреждений специального образования, из них 48 специальных детских садов, 47 специальных школ и специальных школ-интернатов, а также 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Отмечается тенденция сокращения количества специальных школ и школ-интернатов. За последние 20 лет их количество уменьшилось в два раза. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — это уникальное учреждение образования, которое наряду с организацией образовательного процесса обеспечивает и координацию системы образования лиц с особенностями психофизического развития в целом на территории какой-либо административно-территориальной единицы. Центр оказывает раннюю комплексную помощь детям в возрасте до трех лет в тесной связи с учреждениями здравоохранения. Также он занимается выявлением детей с особенностями психофизического развития в процессе диагностической деятельности и работы психолого-медико-педагогических комиссий. Кроме того, центр осуществляет методическую функцию, является помощником в повышении профессиональной компетентности педагогов, не только имеющих специальное образование, но и педагогов, которые не являются учителями-дефектологами, но при этом работают с детьми с ОПФР в системе образования», — проинформировала главный специалист.