Прогноз социально-экономического развития и проект бюджета района на 2024 год обсудили на заседании Кореличского райисполкома

На совместном заседании райисполкома и сессии районного Совета депутатов рассмотрели два важнейших вопроса, которые определят работу района в следующем году. На повестке дня значилось обсуждение показателей прогноза социально-экономического развития, а также утверждение проекта бюджета на 2024 год.

О показателях прогноза социально- экономического развития на 2024 год сообщил заместитель председателя Кореличского райисполкома Игорь Лазаревич.

Главной целью развития района является рост конкурентоспособности экономики на основе эффективного использования местного ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ для повышения качества и уровня жизни населения.
Структура экономики района представляет собой систему, в которой доминирует сельское хозяйство (75,1 % выручки района), промышленность (11,5 %), оптовая и розничная торговля (9,7 %), строительство (1,9 %), транспортная деятельность (1,8 %).
Важнейшей задачей развития сельского хозяйства в 2024 году является повышение эффективности производства.
Достижение поставленной задачи в 2024 году определяется темпом роста производства валовой продукции сельского хозяйства на уровне 105,8 %, в том числе продукция животноводства – 105,9 %, продукция растениеводства – 105,6 %.
В 2024 году планируется собрать 100,0 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур без кукурузы или 102,5 % к уровню 2023 г. при урожайности 56,4 ц/га.
Производство сахарной свеклы ожидается на уровне 180,0 тыс. тонн или 105,0 % к уровню 2023 г. при урожайности корнеплодов 503 ц/га.
Планируется произвести 10,5 тыс. тонн картофеля или 108,8 % к уровню 2023 г. при урожайности 300 ц/га.
Производство маслосемян рапса планируется в объеме 15,5 тыс. тонн или 100,4 % к уровню 2023 г., средняя урожайность составит 37,9 ц/га.
Производство молока сельскохозяйственными организациями планируется обеспечить в объеме 99,6 тыс. тонн или 107,3% к уровню 2023 г. На перерабатывающие предприятия будет направлено 85,5 тыс. тонн молока, товарностью 90,0 %.
Надой на одну корову составит 7460 килограммов молока, численность молочных коров составит 13343 голов.
Производство крупного рогатого скота ожидается на уровне 7,2 тыс. тонн или 104,8 % к уровню 2023 г. Среднесуточный привес крупного рогатого скота на выращивании и откорме до 780 г.
Плановое задание по производству мяса свиней в 2024 году – 11,4 тыс. тонн или 103,5 % к уровню 2023 г. Среднесуточный привес свиней составит 720 г.
В 2024 году планируется произвести 27,4 млн. штук яиц или 105,5 % к уровню 2023 г.
Главной целью развития промышленного комплекса района в 2024 году является увеличение объемов производства продукции, главным образом, за счет роста производительности труда, снижения затрат на производство и реализацию продукции, и повышении рентабельности продаж на базе использования имеющегося производственного потенциала.
Темп роста производства продукции промышленности по индексу физического объема доводится в размере 103,5 % к уровню 2023 года.


Основное промышленное предприятие района – ОАО «Кореличи-Лен». В 2023 году в связи с неблагоприятными погодными условиями предприятием заготовлено 10960 тонн льнотресты (в 2022 году – 16185 тонн) средним № 0,74 (2022 год – 1,16), 650 тонн льносемян. Количество заготовленной тресты не позволяет обеспечить в полном объеме загрузку производственных мощностей. С целью недопущения сокращения работников и сохранения рабочих мест предприятие работает в двухсменном режиме на линии МТА, двухсменном режиме на импортной линии (Кореличи) и двухсменном режиме на линии МТА (г. Лида).
В 2024 году объемы продукции будут наращиваться за счет производства масел растительных и жмыха. Планируется произвести 192 тонны масла или 103,8 % к 2023 году и 587 тонн жмыха или 107,3 %. Объем производства льноволокна планируется на уровне 2023 года (13514 тонн).
Темп роста объема производства по Кореличскому УКП БОН в 2024 году планируется в размере 100,2 %.
Услуги промышленного характера по снабжению электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом, по водоснабжению, сбору, обработкой и удалением отходов, и по ликвидации загрязнений в районе обеспечивает Кореличское РУП ЖКХ. Темп роста объема производства в 2024 году составит 100,9 % за счет увеличения объема производства тепловой энергии, сбора и удаления отходов.
Запланированный рост розничного товарооборота через все каналы реализации в сопоставимых ценах составит 104,3 %. Прогнозируемый показатель розничного товарооборота будет достигнут за счет развития торговой инфраструктуры, обеспечения ассортиментной и ценовой доступности потребительских товаров, роста реальных располагаемых денежных доходов населения.
Ведется реконструкция торгового павильона ЧТУП «СебиШ» по ул. Притыцкого, 10Д с увеличением торговой площади до 200 м кв., который будет открыт в 1 квартале 2024 года.
Открытие магазина стройматериалов на арендованных площадях ИП Абросимов В.В. в 1 квартале 2024 года.
Прогнозируется обеспечить удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте района по продовольственным товарам до 85,0 %, по непродовольственным товарам – до 75,0 %. Данный показатель планируется достичь за счет проводимых маркетинговых и организационных мероприятий субъектами торговли, а также мероприятий контрольного характера по вопросам соблюдения торговыми организациями ассортиментного перечня товаров.
Развитие общественного питания будет направлено на обеспечение услугами питания различных категорий населения.
ЧТУП «БелТавис» во втором квартале 2024 года планирует открытие летнего (сезонного) кафе на 64 места по адресу: г.п. Кореличи, ул. Гастелло, 21.
Перепрофилирование здания бывшей Барановичской средней школы под кондитерский цех с расширением производств хлебобулочных изделий до 2 тонн в сутки, который будет открыт в 4 квартале 2024 года.
В сфере бытового обслуживания планируется сохранить количество действующих объектов. В районе продолжится работа по обеспечению доступности бытовых услуг для населения.
Вышеуказанные направления развития позволят поддерживать на высоком уровне выполнение государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики».
В районе обеспечен норматив социальных стандартов: предоставление по заявке, а также прием заказов в объектах бытового обслуживания и (или) посредством выездного обслуживания 11 основных видов бытовых услуг, 2 из которых оказывают субъекты хозяйствования частной формы собственности.
На развитие экономики района в 2024 году планируется направить 86 000 тыс. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых условиях составит 105,7 % к уровню 2023 года.
Планируемый объем строительно-монтажных работ, оказывающих влияние на формирование валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности «строительство», на 2024 год по Кореличскому району ожидается в сумме 14 500 тыс. рублей.
За счет всех источников финансирования планируется построить и сдать в эксплуатацию 1500 квадратных метров общей площади индивидуальных жилых домов. Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Свитязянка-2003» разрабатывается проектная документация на строительство 12-квартирного дома в агрогородке Райца с началом выполнения работ по объекту в 2024 году.
В 2024 году за счет средств областного бюджета планируется осуществить выполнение работ по объектам:
«Реконструкция котельной СШ в аг. Райца Кореличского района, в том числе проектно-изыскательские работы». Общая стоимость строительства объекта – 250,0 тыс. рублей.
«Реконструкция котельной по улице Гастелло Кореличского района, в том числе проектно-изыскательские работы». Общая стоимость строительства объекта – 5 000,0 тыс. рублей.
«Реконструкция котельной ТМО в аг. Луки Кореличского района, в том числе проектно-изыскательские работы». Общая стоимость строительства объекта – 250,0 тыс. рублей.
«Модернизация рентгенкабинета Кореличской центральной районной поликлиники по адресу: г.п. Кореличи, ул. 8 Марта, 60, в том числе проектно-изыскательские работы». Общая стоимость строительства объекта – 546,7 тыс. рублей.
«Реконструкция нежилого здания под многоквартирный жилой дом по адресу: ул.Артюха, 13А, г.п.Кореличи, в том числе проектно-изыскательские работы». Общая стоимость строительства объекта – 3 000,0 тыс. рублей.
В январе 2024 года планируется завершение работ по объекту «Реконструкция котельной по ул. Гагарина в г.п. Кореличи с заменой твердотопливных водогрейных котлов на высокоэкономичные».
При условии финансирования в 2024 году также планируется выполнить работы:
Модернизация беговых дорожек и секторов стадиона «Юность» в г.п. Кореличи, в том числе проектно-изыскательские работы. Общая стоимость строительства объекта – 928,6 тыс. рублей.
Модернизация пешеходной дорожки от ул. Парковая до ул. Октябрьская в г.п.Кореличи, в том числе проектно-изыскательские работы. Общая стоимость строительства объекта – 1 268,2 тыс. рублей.
За счет средств областного бюджета в 2024 году планируется завершение работ по устройству улиц и проездов в квартале индивидуальной застройки «Звездный» в городском поселке Мир.
Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Свитязянка-2003» за счет собственных средств в 2024 году планируется строительство двух коровников на 400 голов и доильно-молочного блока при МТФ Миратичи.
Главные направления социальной политики на 2024 год – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, последовательный и сбалансированный рост денежных доходов, основной составляющей которых является заработная плата и пенсии.
Планируемый целевой показатель по номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 2024 год 112,2 % к уровню 2023 года.
В целях повышения уровня благосостояния населения основными задачами в области оплаты труда являются: обеспечение роста заработной платы, с учётом опережающего роста производительности труда, на основе развития и повышения эффективности экономики, превращение заработной платы в надёжный источник доходов, повышение ее роли как стимула трудовой активности работников, сокращение малообеспеченности на основе совершенствования социально-экономических отношений.
В современных условиях заработная плата должна в полной мере выполнять свою стимулирующую функцию. Наиболее актуальным остаётся повышение мотивационного потенциала заработной платы и увязка механизма её роста с результатами труда. Это выражается в развитии гибких систем оплаты труда, в том числе установлении зависимости размера вознаграждения за труд от достигнутых организацией конечных результатов.
Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путём: сохранения в реальном секторе экономики курса на либерализацию оплаты труда работников коммерческих организаций и расширения прав нанимателей в стимулировании труда; установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда; поддержания соотношения между ростом заработной платы и производительностью труда на уровне, обеспечивающем опережающие темпы роста производительности труда; создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов; роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Кореличского района на 2024 год является увеличение поступлений доходов в местный бюджет за счет повышения качества регулирования бизнес-среды. Региональная политика будет направлена на раскрытие потенциала частного сектора экономики и организаций коммунальной формы собственности за счет повышения качества регулирования бизнес-среды, увеличения количества субъектов хозяйствования и повышения отдачи от их финансово-хозяйственной деятельности. С целью реализации поставленной задачи установлен целевой показатель по росту совокупных доходов консолидированного бюджета Кореличского района на уровне 109,2 %.
В целях повышения финансовой устойчивости и прибыльности работы организаций области в 2024 году будут реализовываться мероприятия по снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на 1,9 %, предусматривающие:
оптимизацию норм и нормативов расхода материальных ресурсов; сокращение импортоемкости производимой продукции;
снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, их потерь, недопущение сверхнормативных расходов и выполнение энергосберегающих мероприятий; оптимизацию численности и материального стимулирования работников, рациональную оплату труда с учетом производительности труда; сокращение непроизводственных расходов; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества.

С проектом районного бюджета на 2024 год ознакомил начальник финансового отдела райисполкома Иван Дорошенко.

Доходная часть бюджета района прогнозируется в сумме 54 595,9 тысячи рублей. В структуре доходов бюджета района 52,1 процента (28 460,5 тысячи рублей) приходится на налоговые доходы, неналоговые доходы составляют 4,4 процента (2417,8 тысячи рублей), 43,4 процента (23 717,6 тысячи рублей) занимают безвозмездные поступления из республиканского бюджета.

Собственные доходы по проекту бюджета района на 2024 год прогнозируются в размере 30 878,3 тысячи рублей. По сравнению с ожидаемым исполнением бюджета района 2023 года (28 248,7 тысячи рублей) прогнозируемые в 2024 году собственные доходы увеличатся на 9,3 процента.

Основные налоговые источники формирования бюджета района:

подоходный налог — 17 660,6 тысячи рублей, (57,2 процента в общем объеме собственных доходов бюджета района);

налог на добавленную стоимость — 4 008,4 тысячи рублей, (13,0 процента)’,

налог на прибыль — 698,3 тысячи рублей (2,3 процента);

налоги на собственность — 1 664,2 тысячи рублей, что составит 5,4 процента в общем объеме собственных доходов бюджета района.

Поступления неналоговых доходов прогнозируются в сумме 2 417,8 тысячи рублей, или 7,8 процента в объеме собственных доходов.

Из республиканского бюджета в бюджет района планируется получить 23 717,6 тысячи рублей безвозмездных поступлений.

В структуре безвозмездных поступлений 98,1 процента приходится на дотацию (23 264,7 тысячи рублей), 1,9 процента на субвенции (452,9 тысячи рублей), включающие в себя субвенции на финансирование расходов:

по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС — 0,5 тысячи рублей;

по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности — 452,4 тысячи рублей.

Исходя из имеющейся ресурсной базы расходная часть бюджета района на 2024 год сформирована в сумме 55 445,9 тысячи рублей.

В 2024 году, как и в предыдущие годы, сохранена социальная направленность бюджета. Социально значимые расходы составят 84,4 процента расходов бюджета района (46 809,5 тысячи рублей).

Это расходы на выплату заработной платы и начислений на нее (75,5 процента в объеме первоочередных расходов), оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продуктов питания и коммунальных услуг (12,0 процента), субсидирование жилищно-коммунальных и транспортных услуг, оказываемых населению, а также субсидии организациям, реализующим твердое топливо, топливные брикеты, дрова для населения по фиксированным розничным ценам (8,0 процента), выплату трансфертов населению (4,5 процента).

По функциональной структуре в составе расходов бюджета района 72,7 процента приходится на расходы организаций социальной сферы (40 283,6 тысячи рублей).

На финансирование жилищно-коммунального хозяйства планируется направить 10,1 процента расходов бюджета района, (5 622,3 тысячи рублей), на поддержку и развитие агропромышленного комплекса — 2,7 процента (1 480,0 тысячи рублей).

Районный бюджет составляет 98,2 процента объема бюджета района.

Расходы районного бюджета определены в сумме — 54 467,5 тысячи рублей.

Структура расходов районного бюджета характеризуется следующим.

На финансирование общегосударственной деятельности планируется направить 6 406,9 тысячи рублей. Данные расходы включают в себя: обеспечение функционирования органов местного управления и самоуправления (3 747,8 тысячи рублей), районного архива (22,8 тысячи рублей), формирование резервных фондов исполкома (514,1 тысячи рублей), содержание Центра для обеспечения бюджетных и иных организаций района (7 300,3 тысячи рублей), передачу трансфертов нижестоящим бюджетам (679,0 тысячи рублей), прочие расходы (142,9 тысячи рублей).

Расходы на обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации, территориальную оборону предусматриваются в сумме 6,0 тысячи рублей.

Общий объем расходов на агропромышленный комплекс составит 1 480,0 тысячи рублей.

Средства планируется направить на содержание ветеринарной сети в сумме 570,1 тысячи рублей, на известкование кислых почв — 885,3 тысячи рублей, проведение соревнований в агропромышленном комплексе — 24,0 тысячи рублей, выполнение мероприятий в рамках программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС — 0,6 тысячи рублей.

На возмещение части затрат по осуществлению пригородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом предусмотрено 325,0 тысячи рублей и на оплату услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров -19,0 тысячи рублей.

На возмещение разницы в ценах на твердые виды топлива, реализуемые населению по фиксированным розничным ценам и части торговой надбавки, предусмотрено 578,5 тысячи рублей и на возмещение гражданам части расходов на выполнение работ по электроснабжению эксплуатируемого жилищного фонда для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления — 30,0 тысячи рублей.

На охрану окружающей среды планируется направить 16,0 тысячи рублей.

На финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства предусмотрено 5 227,0 тысячи рублей, в том числе: финансирование части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению — 2 862,5 тысячи рублей, благоустройство населенных пунктов — 1 357,4 тысячи рублей, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда — 647,5 тысячи рублей, финансирование расходов по оказанию услуг бань — 287,8 тысячи рублей, капитальный ремонт, реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения — 18,6 тысячи рублей, другие расходы в области жилищно-коммунальных услуг — 53,2 тысячи рублей (расходы, связанные с регистрацией граждан — 20,0 тысячи рублей, содержание службы субсидирования — 6,5 тысячи рублей, льготы по оплате жку — 26,7 тысячи рублей).

Расходы по учреждениям и мероприятиям здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, образования и социальной политики планируются в размере 40 295,0 тысячи рублей и составляют 74,0 процента в объеме расходов районного бюджета.

Расходы на здравоохранение запланированы в сумме 15 446,4 тысячи рублей, которые будут направлены на оказание медицинской помощи населению.

Расходы на физическую культуру и спорт, включающие в себя проведение спортивных мероприятий и содержание учреждений физической культуры и спорта, планируются в размере 831,9 тысячи рублей.

На содержание учреждений культуры, проведение мероприятий в области культуры запланировано 2 786,7 тысячи рублей.

На финансирование учреждений и мероприятий образования планируется направить 18 693,1 тысячи рублей.

На мероприятия в области социальной политики предусматривается 2 536,9 тысячи рублей.

По отраслям социальной сферы средства на обеспечение базовых бюджетных обязательств предусмотрены в полном объеме, по прочим статьям расходов — исходя из минимальной потребности учреждений на текущее содержание, приобретение оборудования, проведение текущих и капитальных ремонтов с учетом необходимости проведения мероприятий по экономии бюджетных ресурсов.

На финансирование средств массовой информации запланировано 75,0 тысячи рублей. Средства будут направлены на проведение государственной политики через средства массовой информации.

Дефицит бюджета на 2024 год установлен в размере 850,0 тысячи рублей.

Расчетные показатели по бюджетам сельских Советов на 2024 год сформированы с применением равного подхода и единых экономических обоснований индексов роста статей расходов с сохранением структуры расходов бюджетов в их общем объеме.

Доходная часть бюджетов сельских Советов сформирована в размере 978,4 тысячи рублей, расходная часть — в размере 1 657,4 тысячи рублей с дотацией из районного бюджета в размере 679,0 тысячи рублей.

Бюджеты всех Советов являются дотационными, уровень дотации составляет от 35,8 до 47,0 процента.

В расходной части бюджетов сельских Советов запланированы расходы на содержание органов государственного управления в размере 1 173,0 тысячи рублей, общественных пунктов охраны правопорядка — 4,8 тысячи рублей, расходы по сносу ветхих домов- 61,0 тысячи рублей, расходы, связанные с проведением мероприятий исполкомов — 13,5 тысячи рублей, резервные фонды — 9,8 тысячи рублей, уличное освещение — 340,0 тысячи рублей, благоустройство населенных пунктов — 55,3 тысячи рублей.

Инна ЛЕЙКО

Фото автора