Улица имени… Где грань между поиском правды и стремлением переписать историю в угоду политическим страстям, рассуждает журналист, политический блогер Юрий Уваров

 

Во времена радикального изменения политической конъюнктуры нередко горячие головы предлагают внести изменения в исторические хроники, ведь от политического вектора во многом зависят критерии оценок и событий, и личностей. Процесс этот не новый. Это происходило во все времена и у всех народов. И я который раз задаюсь вопросом: где грань между честными коррективами, мотивированным поиском правды и объективности и бесовским желанием переписать историю в угоду сиюминутным политическим страстям?

Русофобия и уничтожение истории единства

Первенство в бесовском соревновании по уничтожению исторической памяти уже не первый год держит Украина. Цели тут абсолютно понятны – уничтожить все, что связано с историей СССР, с историей единства Руси, воспитать манкуртов, не помнящих родства, готовых ради новых «ценностей» по команде западных хозяев уничтожать своих братьев. И ведь почти получилось.

Не отстают от Украины и Прибалтики и другие постсоветские республики. Просто там эти процессы происходят без лишнего шума. В 90-е годы, занимая руководящую должность в Маслихате (городском совете) Астаны, я выполнял несколько дополнительных функций. В частности, был заместителем председателя Ономастической комиссии столицы Казахстана. Переименовывать улицы приходилось, как говорится, пачками. Что было в основе этих переименований? Русофобия, рядившаяся под патриотизм. То есть, несмотря на мои протесты, улицы имени заслуженных людей русской национальности переименовывали в честь новых героев – казахов. И порой имена этих «героев» никто не знал. Просто они были родственниками каких-то начальников. Был даже анекдотичный случай. Новый собственник переименовал магазин детской игрушки «Буратино» в «Ботагоз». Последнее переводится как «верблюжий глаз», обычно такие имена дают девочкам. Спрашиваю: чем не угодил Буратино? Отвечают: он русский, а Ботагоз – казашка! То есть русофобия практически существовала (и существует) на официальном уровне. На мое возражение, что Буратино все-таки итальянец, был простой ответ – может, и итальянец, но все равно русский.

Будучи заместителем председателя Ономастической комиссии Астаны, я всегда говорил одно: пусть новое поколение построит новые улицы и называет их, как захочет, а то, что построили и назвали наши отцы и деды, мы не имеем права трогать! Понятное дело, меня никто не слышал. Но бывали ситуации, когда я был в числе тех, кто горячо поддерживал переименования. Например, одна из улиц была названа в честь подлеца, который всю жизнь писал доносы, а впоследствии подписывал расстрельные приговоры многим невинным людям. Такие нечастые случаи, на мой взгляд, требуют корректив.

Кровавый «революционер»

Я с огромным уважением отношусь к советскому прошлому. Но у чиновников от компартии была одна странная особенность: они любого, кто проклинал царя, записывали в народные защитники. Так случилось с именем Калиновского. Именно компартия инициировала в Беларуси наименования улиц в честь этого персонажа практически во всех населенных пунктах республики. Неспроста его просто обожает так называемая белорусская оппозиция. Он был таким же бесноватым русофобом, как и все нынешнее змагарьё. Только вот, несмотря на многочисленные байки змагарских «историков», белорусом он не был. Все свои приказы Калиновский заканчивал лозунгом «Boże zbaw Polskę».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что число жертв повстанческого террора отрядов Калиновского равнялось примерно 2 тысячам человек. В основном жертвами становились православные. «Православие – вера собачья, схизма, которую силой навязали российские власти», – писал Калиновский. Среди жертв были и простые крестьяне, и священники, и помещики. Преследования бандитов коснулись семей двух выдающихся уроженцев Беларуси – лингвиста Антона Семёновича Будиловича и философа Николая Онуфриевича Лосского. Отец Будиловича получил от поляков извещение о том, что он приговорен к смертной казни «как слишком русский», однако бандитам не удалось его отыскать. А вот родственник Лосского не смог избежать расправы.

Расправы карателей Калиновского над мирными людьми были беспрецедентно жестокими. Отряд ксендза Горбачевского только в Лидском уезде зверски убил трех мирных жителей, причем перед тем как повесить крестьян, их пытали и выкололи глаза. Другой бандит Калиновского ксендз Мацкевич в Ковенской губернии сам исповедовал и причащал тех, кого приговорил к смерти. В мае 1863 года бандиты Калиновского зверски казнили православного священника Константина Прокоповича. Батюшку вывели во двор его дома. Избили его детей и жену. А потом принялись колоть кольями и ружьями отца Константина на глазах его семьи. Изверги нанесли ему более ста увечий, а потом еще живого повесили на тополе.

Сегодня справедливо возникают требования патриотов очистить улицы белорусских городов от имени Калиновского. Процесс нелегко, но идет. В прошлом году в Гродно на железнодорожном вокзале мемориальный знак в честь Калиновского сменился на памятную табличку в честь партизан, сражавшихся в неравном бою с фашистской нечистью. Второй прецедент тоже на Гродненщине: в городке Свислочь гимназию имени Калиновского переименовали в честь комсомолки Паши Василенко, зверски замученной фашистскими оккупантами. В прошлом году в Минске после вмешательства журналистов был закрыт бар «Калиновский». Очень надеюсь, что инициативу поддержат и другие регионы нашей страны.

37560c4119be35d8ed79b6ab08f5d7f0.jpg

Упырь с крестом

Еще один персонаж вызывает справедливый гнев патриотической общественности – Иосафат Кунцевич. Ситуация сродни с историей Калиновского. Бесноватый русофоб и ненавистник православия творил зверства, которые белорусы никогда не забудут. Во имя чего? Ради навязчивой идеи окатоличить Беларусь. Ради этого пролил реки крови на белорусской земле. В своем бесновании Кунцевич доходил до того, что приказывал выкапывать из могил тела православных и отдавать останки собакам.

Ситуация с этим персонажем осложняется тем, что католической церковью он причислен к лику святых. Выход непрост. Например, пусть его, если хотят, почитают за пределами нашей страны. Но у нас вместо того, чтобы с этой темой, как говорится, не высовываться, демонстративно лезут на рожон. В частности, в этом году была попытка провести какие-то «научные» чтения, посвященные этому персонажу. Решение принимать нужно, его отсрочка будет подобна запущенной болезни.

Кому нужна «голубая луна»?

Негативную реакцию общественности вызвало открытие мемориальной доски в Могилеве в честь артиста Бориса Моисеева. Честно говоря, не вижу ничего гениального в танцах этого персонажа, а уж пение – явно было не его занятием. Прославился он больше своей нетрадиционной сексуальной ориентацией и эпатажным поведением. Но кто-то вдруг в его лице увидел «великого белоруса». А вот я вижу в открытии барельефа только одно – пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Это мое мнение. Я имею на него право. И в этом я не одинок. Большинство лидеров общественного мнения и ряд журналистов возмутились неоднозначной инициативой могилевских властей, но реакции не последовало.

Путь к единству или происки скрытых врагов?

В последнее время стали все чаще слышны нарративы о поиске единства и компромиссов. Единство нации – это прекрасно, это и цель, и средство достижения всеобщей гармонии. Только вот чувствую тут большой подвох. Во-первых, подобное исходит от тех, кто, как говорится, переобулся. То есть, от вчерашних врагов. Но, быть может, они искренне покаялись? Возможно. Но идет весьма интересная игра. Они призывают к толерантности не змагаров, а патриотов, которые отстаивали законную власть в 2020 году. А если кто-то не соглашается с их видением «национального единства», тот объявляется маргиналом. То есть, я должен протянуть руку внукам полицаев, обняться с теми, кто боготворит Кунцевича, и махнуть рукой на увековечение памяти Калиновского? Не будет этого! Так мы дойдем до идеи прощения боевиков «полка Калиновского». Всякой толерантности должен быть предел.

Память вне политики

Скажу честно, привязка исторических трактовок и интерпретаций к политической конъюнктуре, на мой взгляд, априори некорректна. Но, тем не менее, мы должны воспринимать данность, как говорится, без ложной скромности. Что же касается идей национального единения, то здесь в контексте нашей темы, на мой взгляд, главную роль играют личности, деятельность которых была в минимальной степени привязана к политическим реалиям. Пример – Павел Сухой. Это действительно гениальнейший наш соотечественник. Имя великого конструктора знает весь мир. Во многих городах и населенных пунктах Беларуси увековечена память Павла Осиповича. А на родине конструктора в городе Глубокое открыт его музей, в который ежегодно устремляются тысячи туристов.

Наша прекрасная Золушка

А вот к моему неприятному удивлению в Волковыске нет даже намека на увековечение памяти прекрасной советской актрисы Янины Болеславовны Жеймо. Она не успела получить высоких званий. Единственной государственной наградой стал орден «Знак Почета». Но в сердцах всех советских людей и их потомков она навсегда останется самой прекрасной Золушкой. Почему бы в Волковыске, где родилась актриса, не установить памятник Янине Жеймо? Он станет и символом национального единения, и объектом туризма, и знаком простой человеческой доброты и любви.