Национальный бренд Беларуси

Только там, где царят мир и согласие, уважение и терпимость к религиям, может стабильно развиваться общество

СКАЗАНО

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Мы должны сделать все, чтобы главное наше достоинство — межконфессиональный мир — сохранить в Беларуси… Если (я в это даже не верю), но если вдруг вспыхнет межнациональная рознь, если вспыхнет межрелигиозная рознь, мы страну не удержим. Этого не будет, я сразу говорю. Но мы должны быть готовы ко всему. Мы не должны допустить, чтобы в нашей стране, мирной, спокойной, где существуют и мирно уживаются основные, главные конфессии, были порушены наши святыни и наша вера.

На встрече с духовенством в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре, 25 июня 2021 г.

 В Беларуси пестрая религиозная палитра, которая представлена более чем 20 конфессиями и направлениями. В их число входят православные, римско-католические, протестантские, иудейские, мусульманские общины. При столь широком религиозном разнообразии основным принципом конфессиональной политики белорусского государства является соблюдение принципа равенства религий перед законом с учетом определяющей роли традиционных конфессий в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

 Реальность, вызывающая гордость

Белорусское государство и церковь взаимодействуют во благо народа, констатировал недавно митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси:

— Мы приветствуем объединение усилий по различным направлениям, чтобы слово духовное, возвышающее и облагораживающее человека, доходило не только до ушей слушателя, но и до сердца, ума и, соответственно, находило воплощение в его делах, поступках, мыслях и чаяниях.

Стоит заметить, что для многих стран вопрос межрелигиозного согласия крайне болезненный. Однако для Беларуси стабильный этноконфессиональный мир — это реальность, которая является одним из главных поводов для гордости за нашу страну, отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Николай Сухотский:

— Межконфессиональный мир — наш национальный бренд, основа которого складывалась столетиями и получила свое развитие благодаря эффективной конфессиональной политике белорусского государства.

 В стране выстроена такая конфигурация государственно-конфессиональных отношений, которая не приемлет дискриминации или раздора. Беларусь всегда последовательно выступала против всевозможных концепций исключительности. Современные межконфессиональные отношения в стране характеризуются стабильностью. Основной принцип конфессиональной политики белорусского государства — соблюдение принципа равенства религий перед законом с учетом определяющей роли традиционных конфессий в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Разделение общества недопустимо

В интервью телеканалу «Беларусь 1» архиепископ митрополит Минско-Могилёвский Иосиф Станевский недавно отмечал:

— На больших праздниках, мероприятиях, симпозиумах у нас присутствуют не только католики, но и главные представители других религиозных объединений. И никто не говорит про национальности и вероисповедание. Раньше католический костел имел школы, больницы, приюты, столовые для бедных. Но время меняется, и этим занимается государство, и занимается хорошо. И в этом люди не нуждаются, но есть другие аспекты жизни, где наше присутствие как верующих ожидаемо.

Тем более что на территории Беларуси христианство имеет глубокие корни, замечает ректор Могилёвского государственного университета им. А. А. Кулешова, член Республиканского совета РОО «Белая Русь» Денис Дук:

— В Х веке на наших землях была основана Полоцкая епархия, а в XII веке Полоцк и Туров стали крупнейшими центрами православия в Восточной Европе. Наши первые православные сподвижники, просветители и церковные деятели Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский являются небесными опекунами Беларуси. Но белорусские земли всегда были и поныне остаются на пограничье западно- и восточноевропейской цивилизаций. Этим фактом обусловлено большое количество христианских конфессий на нашей земле. К ним стоит добавить людей, исповедующих иные религиозные воззрения, в первую очередь мусульман и иудеев, которые в различные периоды нашей богатой истории приходили к нам и жили бок о бок с белорусами.

При этом никогда в нашей истории не приживались традиции религиозной нетерпимости, хотя попытки внести смуту и раскол в поликонфессиональное белорусское общество не раз навязывались нам извне.

 Чего стоит не состоявшийся в исторической перспективе проект униатства и агрессивные, а порой и варварские методы его насаждения в XVI—XVII веках из «цивилизованной» Европы.

Ученый подчеркивает:

— История преподносит нам, белорусам, важные уроки: только там, где царят мир и согласие, уважение и терпимость к носителям различных религиозных взглядов, может стабильно развиваться общество.

 Сегодня Беларусь является примером выстраивания добрососедских отношений. Большое количество беженцев из горячих точек мира, таких как Украина, Газа и Сирия, находит в нашей стране свой второй дом и становится сопричастным к культурным и духовно-нравственным традициям белорусов «без гвалту i прымусу», без экзаменов и экзекуций, но на правах веротерпимости и взаимного уважения. Без сохранения этих традиций невозможно сберечь главное — мир и спокойствие в нашей родной Беларуси.

Генетическая память истории

Одним из фундаментальных истоков современного межконфессионального мира Беларуси можно смело назвать и генетическую память белорусского народа, бережное отношение к своему прошлому. Красноречивый пример приводил муфтий Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь Абу-Бекир Шабанович:

— Я рожден был в 1939 году, когда как раз шла борьба за воссо­единение нашей родной Беларуси. Затем — Великая Отечественная война. В памяти и душе ребенка военное лихолетье на нашей земле особо сказывалось — и это осталось на всю жизнь. Без преувеличения, каждая клеточка моего организма пропитана этой памятью. И я сверяю с ней душу всегда, где бы я ни был и что бы я ни делал. Не только перед собой, но и перед Всевышним Аллахом держишь постоянно ответ. Это все в душах нашего поколения, это сформировало нас настоящими гражданами, настоящими ­людьми.

­­Президент более четверти века назад грамотно определил парадигму конфессиональной политики белорусского государства: «Каждый должен найти свою дорогу к храму», отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования Олег Дьяченко. Сенатор обращает внимание:

— Ситуация в соседних государствах со всей очевидностью показывает, что эти ценности можно легко утратить. Печальный пример — братская нам Украина. В течение десятилетий там проводилась политика сталкивания различных религий друг с другом. При поддержке правящего политического режима насаждались чуждые украинскому народу религиозные культы, а общество целенаправленно разделялось по религиозному признаку. Вспомните хотя бы историю тоталитарной секты «Великое белое братство ЮСМАЛОС» или популяризацию сатанизма и масонства. Вместо того чтобы отрегулировать в интересах украинского народа эти процессы и не допустить конфессиональной дезинтеграции общества, политики разрушили межконфессиональный мир и согласие, ввергли страну в состояние религиозного противостояния и хаоса. Искусственный раскол православной церкви, вооруженный захват национал-радикалами православных святынь, преследования священников и монашествующих Московского патриархата — таковы печальные итоги конфессиональной политики в Украине.

Белорусское государство идет другим путем — путем мира и созидания. Это уважение мировоззренческого выбора каждого гражданина, сохранение мира между конфессиями, поддержка традиционных религий, консолидация усилий всех религиозных сообществ в вопросах защиты национальных и государственных интересов белорусского народа.