«Одна из целей расследования – показать всю правду без прикрас». Заместитель прокурора области Андрей Скурат – о расследовании уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Корреспондент «ГП» узнала, как продвигается расследование и на чем был сделан акцент в ушедшем году.
Об установленных фактах
– Андрей Николаевич, о каких результатах в расследовании уголовного дела по факту геноцида сегодня уже можно говорить?
– На сегодняшний день уже допрошены почти 3 400 человек, из них 339 – узники концентрационных лагерей. Проведены осмотры 16 мест массовых захоронений ранее неизвестных мирных граждан. В трех из них мы проводили раскопки и поисковые работы совместно с 52-м специализированным поисковым батальоном Министерства обороны Республики Беларусь. В прошлом году такая работа проведена в деревне Дайновка Островецкого района. Там, по нашей информации, был расстрелян табор цыган буквально в первые дни войны. Захватчики разделили табор на две части: мужчин и мальчиков отдельно, женщин и девочек отдельно. Развели в разные стороны к заранее подготовленным ямам, расстреляли и, слегка присыпав землей, прошлись по телам бронированной техникой. Мы установили свидетелей этих событий, нашли некоторую документацию в архивах и вместе с 52-м батальоном выявили одно из мест захоронений. Там обнаружены костные останки, предметы, личные вещи погибших людей. Это свидетельствует о том, что это были мирные люди.
Само по себе расследование уголовного дела по факту геноцида белорусского народа – значимое событие. Это не просто уголовное дело в каком-то традиционном формате, как многие представляют. Это, можно сказать, национальный проект, особенно с учетом принятия Закона «О геноциде белорусского народа», с учетом того, что к расследованию подключены не только прокурорские работники и следователи, но также историки, краеведы, исследователи, музейные работники, студенты и обычные граждане. Главная задача расследования установить всех жертв, всех преступников, все события, которые происходили на нашей Родине. Кроме этого, необходимо донести до широкого круга общественности ход и результаты расследования, установленные факты. И в данном направлении проводится большая работа.
– Благодаря расследованию удается установить не только места массовых захоронений граждан, но и целые деревни, которые фашисты полностью уничтожали.
– Действительно, если раньше речь шла о 311 сельских населенных пунктах частично или полностью уничтоженных на территории Гродненской области в годы фашистской оккупации, то сегодня мы с уверенностью можем говорить о 400 населенных пунктах.
Вот один из недавних фактов, который нам удалось установить. Первичную информацию по этим населенным пунктам мы получили в ходе изучения уголовных дел, которые находятся в архиве КГБ. Так, например, в июне 1944 года местной полицией была сожжена деревня Локачи Сморгонского района. Причиной такого зверства стало лишь то, что население этой деревни поддерживало местных партизан, которые накануне убили четырех полицейских. К счастью, жители деревни были предупреждены о предстоящей карательной операции и сумели скрыться. Но сам населенный пункт, дома и все имущество людей были сожжены.
– Андрей Николаевич, раньше мы мало говорили о том, насколько массово гитлеровцы уничтожали мирное население. А ведь расследование и те факты, которые благодаря ему устанавливаются, указывают на то, что людей ни за что убивали просто тысячами.
– Действительно, в ходе расследования, анализируя ту информацию, которая была собрана Чрезвычайной государственной комиссией в 1944-1945 годах, а повторно и в 1969 году, были установлены говорящие цифры. Только на территории Гродненской области были уничтожены от 114 до 250 тысяч мирных граждан. В то время как на фронтах Великой Отечественной войны погибли порядка 15-16 тысяч человек. Анализируя эти данные, мы четко видим, что проводилась политика геноцида, направленная именно на уничтожение мирного населения Беларуси. Фашисты очень «добросовестно» выполняли план «Ост», согласно которому нужно было уничтожить 75 процентов мирных граждан, а остальных оставить в качестве рабочей силы для нацистской Германии.
Сегодня мы должны не стесняясь говорить об этом, и говорить громко, чтобы знали все. Граждане нашей страны, граждане западных стран, которые все активнее пытаются выстраивать свою политику на неонацистских платформах. И это также одна из основных целей расследования – показать всю правду без прикрас. Чтобы эта правда была прописана не только в учебниках и монографиях историков, а чтобы она была в материалах уголовного дела, чтобы были доказательства, закрепленные процессуальным путем, которые очень непросто оспорить. Ведь практически невозможно оспорить те факты, которые лежат в основе уголовного дела, подтверждены показаниями реальных свидетелей, документами и примерами.
О совместном проекте
– Недавно был запущен совместный междисциплинарный проект прокуратуры области с Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы «Геноцид белорусского народа: память и боль гродненской земли». Как Вы оцениваете его значимость?
– Это уникальный проект, я считаю. Запустили мы его в марте 2023 года. Важность заключается в том, что студенты, которые погружаются в реализацию этого проекта, увидели своими глазами живую фактуру и доказательства зверств фашистов на нашей земле. Ребята работают с реальными архивными уголовными делами и документами, изучают показания очевидцев, выясняют подробности того, как происходило уничтожение мирного населения на территории Беларуси. Когда студенты погружаются в это дело, вникают во все нюансы, очень трудно заставить их поддаться какому-то влиянию и поменять взгляд на события, происходившие здесь в оккупационный период. И уже никакие деструктивные ресурсы, вбросы и западная пропаганда не сумеют влезть в умы нашей молодежи.
Запустив этот проект, мы поняли, что эффект колоссальный. Очень приятно наблюдать, насколько заинтересованы в нем сами ребята. Они начали писать курсовые работы по этой теме, доклады, выступать на круглых столах, создавать проекты, видеоролики. Кстати, студенты Купаловского университета выступили с идеей организовать фотовыставку по теме геноцида белорусского народа, ребята все сделали сами, выставка получила огромный спрос у жителей региона и обрела передвижной формат, путешествует по области.
Еще один продукт, который мы получили в результате совместной работы с университетом, – 15-минутный документальный фильм «Армия Крайова: цена предательства». При изучении архивных уголовных дел молодых людей заинтересовал один из эпизодов преступлений аковцев на территории Гродненской области. По мотивам этого и снят документальный фильм. Была проделала огромная работа, на выходе получился достойный ролик.
Все это говорит о том, насколько продуктивно наше сотрудничество со студентами в первую очередь для них самих.
– А что касается реальной помощи, которую оказывают студенты Купаловского университета? Для прокуратуры, наверняка, это достойная помощь.
– Помощь действительно внушительная. Уже второй год филологи Купаловского университета работают вместе с нами в архиве Гродненской области. Там есть фонд документов оккупационных властей на немецком языке, в котором содержится полезная для расследования информация. Ребята занимаются переводом документов, порой добывают очень весомые сведения. Например, списки полицаев, которые были здесь, в Гродно. Вышли на них случайно, через какие-то ведомости о заработной плате. Студенты перевели отчеты о проведении так называемой «еврейской кампании», когда гитлеровцы с особой педантичностью докладывали своему руководству о том, какие планы у них по уничтожению еврейского населения на территории Гродненщины и насколько эти планы выполняются. А они, к слову, даже перевыполнялись.
О мемориализации и главных задачах
– Насколько известно, параллельно с расследованием прокуратура проводит большую работу по мемориализации.
– Это так. Расследуя уголовное дело, мы обратили внимание на то, что не всегда проводились соответствующие процедуры мемориализации обнаруженных мест захоронения граждан. За этот год мы навели порядок в этом вопросе, все новые установленные места массового захоронения ставим на учет.
Вот пример неравнодушия граждан к этой тематике. К нам обратился гражданин и рассказал, что в одной из деревень Кореличского района имел место факт уничтожения мирного населения – целой семьи. Мы проработали эту информацию, нашли свидетелей, которые этот факт подтвердили, есть могилы погибших. Они погибли от рук захватчиков. В итоге могилу, где была захоронена семья, поставили на учет, был оформлен паспорт, все это за собой влечет соответствующие моменты, связанные с уходом за захоронением, возданием почестей и так далее.
Люди активно сотрудничают со следствием, делятся информацией. Что удивительно – граждане пожилого возраста, которые были реальными свидетелями событий военных лет, порой очень хорошо и подробно помнят определенные события, несмотря на давность лет и возраст. Настолько, видимо, в их память врезались все те ужасы, что пришлось пережить.
Нередко поступают обращения от граждан, в которых они указывают на известные им факты зверств фашизма. Все такие обращения мы досконально отрабатываем с выездом на места. В большинстве случаев все заявленное подтверждается.
– Какие задачи, касающиеся расследования уголовного дела, стоят сегодня во главе угла?
– С учетом изменений, которые были внесены в уголовно-процессуальное законодательство, ключевая задача сегодня – это направление в суд уголовных дел в отношении тех лиц, которые совершали преступления, связанные с геноцидом, но в свое время не были привлечены к уголовной ответственности. Мы устанавливаем этих лиц и готовим соответствующие материалы для направления в суд. Для того, чтобы приговорами наших судов эти лица были признаны виновными по фактам геноцида, пусть даже и посмертно. Законодательство на сегодняшний день позволяет это сделать.
Первое уголовное дело уже направлено в суд Генеральным прокурором. Это дело в отношении Катрюка – члена 118-го украинского карательного батальона, который сжигал, в том числе Хатынь. Он участвовал также в уничтожении мирного населения на территории Ивьевского района Гродненской области. В годы войны в Лучинском бору Налибокской пущи вблизи деревни Каменская Слобода от немцев скрывались порядка 50 человек. Катрюк их выследил, землянки закидали гранатами. Все люди погибли.
Выделены еще несколько лиц, над уголовными делами в отношении которых мы работаем. В частности, Серафимович. Это бывший командир полицейского участка Кореличского района. Он смог уйти во время отступления вместе с немцами, в последующем перебрался в Великобританию, где скончался в престарелом возрасте. Мы установили порядка семи эпизодов совершенных им преступлений. Это и массовые убийства людей, и сожжение деревень. В свое время им пыталась заниматься даже английская полиция. Приезжали сюда, на гродненскую землю, нашли свидетелей. Но по какой-то причине Серафимовича не привлекли к уголовной ответственности за преступления против человечества. Мы сегодня занимаемся тем, чтобы в полном объеме собрать доказательства его преступной деятельности и представить суду для признания Серафимовича виновным в геноциде белорусского народа.
О расследовании преступлений Армии Крайовой
– Вместе с расследованием дела о геноциде продолжаются расследования преступлений так называемых аковцев. Как продвигается работа в этом направлении?
– Мы устанавливаем списочный состав тех лиц, которые были задействованы в данном националистическом движении. Из материалов архивных уголовных дел выявлены многочисленные факты злодеяний, совершенных подразделениями АК на территории Гродненской области. Так, на сегодняшний день известно о не менее 2000 фактах таких преступлений, в ходе которых убиты более 3000 мирных жителей, из них 61 ребенок. Наиболее массово и жестоко аковцы действовали на территории Лидского, Ивьевского, Вороновского, Щучинского и Гродненского районов. Задокументированы факты их совместной деятельности с немецкими нацистами против партизан и мирного населения. В ходу были зверские убийства и издевательства над представителями советского актива и их семьями, учителями и врачами, прибывшими с восточных областей Беларуси. И все эти злодеяния совершались лишь с одной целью – восстановление польского государства в границах до 1939 года. Вплоть до 1954 года участники подразделений АК, используя методы террора, предпринимали попытки восстановить на территории Западной Беларуси польскую государственность.