Александр Кузьмицкий: «Каждый гражданин должен уважительно отнестись к выборам»
25 февраля в нашей стране пройдут выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов.
Досрочное голосование уже началось 20 февраля и будет завершено 24 февраля.
В соответствии с обновленным избирательным законодательством выборы депутатов всех уровней впервые в истории современной Беларуси пройдут в единый день голосования, что, безусловно, следует признать прогрессивным шагом, поскольку такой подход в целом упрощает избирательный процесс, направлен на экономию средств и времени, оптимизирует процедуру участия граждан в формировании представительных органов власти.
Конституция Республики Беларусь и Избирательный кодекс Республики Беларусь закрепляет основные принципы избирательной системы.
В соответствии с данными принципами:
— Выборы являются всеобщими. Это означает, что право избирать имеют все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Исключение составляют лишь граждане, признанные судом недееспособными и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы (данные категории граждан не имеют право избирать и быть избранными). В соответствии с изменениями и дополнениями в Конституцию, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., данные ограничения отменены в отношении лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу, то есть указанная категория граждан получила право участвовать в выборах.
Требования к кандидатам в депутаты установлены Избирательным кодексом.
— Выборы являются свободными. Это означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.
— Выборы являются равными. Это означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
— Голосование на выборах является тайным. Это означает, что контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.
— Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.
— Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств политических партий, других организаций, граждан. Запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом.
— Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.
Следует обратить внимание граждан, что в соответствии с новым избирательным законодательством избирательные участки за рубежом не формируются. То есть граждане Республики Беларусь, выехавшие за границу, для принятия участия в голосовании должны вернуться в Республику Беларусь.
Также следует обратить внимание граждан, что обновленным избирательным законодательством установлены дополнительные ограничения, касающиеся непосредственно порядка голосования, а именно установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня.
Поскольку избирательная система является одним из основных элементов правового государства, то законодательство предусматривает ответственность за нарушение соответствующих норм Конституции и Избирательного кодекса.
Так, статьей 10.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до пятнадцати базовых величин за следующие нарушения:
— проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов;
— незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан;
— непредставление Центральной избирательной комиссии, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов необходимых документов или невыполнение их решений;
— нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии по референдуму установленного законом порядка подсчета голосов;
— другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов или о реализации права законодательной инициативы граждан.
Наиболее общественно опасные нарушения влекут уголовную ответственность.
Так, статьей 191 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, голосовании об отзыве депутата, вести предвыборную агитацию, агитацию по референдуму или отзыву депутата, либо воспрепятствование свободной реализации гражданами Республики Беларусь права законодательной инициативы, проведению агитации за или против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, либо воспрепятствование работе Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом.
Статьей 192 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за подлог документов по выборам, референдуму или отзыву депутата, либо нарушение тайны голосования, либо заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, совершенные лицом, входящим в состав Центральной избирательной комиссии, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата, или иным лицом, принимающим в установленном законодательством порядке участие в подготовке и проведении выборов, референдума или отзыва депутата, либо подлог документов при подготовке и проведении мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, совершенный должностными лицами государственных органов, общественных объединений, других организаций и иными лицами
В связи с изложенным хочу призвать всех граждан уважительно отнестись к проводящимся в стране выборам, свободно выразить свое волеизъявление и действовать исключительно в рамках закона.
Александр Кузьмицкий, заведующий юридической консультацией Кореличского района