Почем рубль, или Есть ли надежда, что колебания на валютном рынке перестанут быть следствием субъективных причин? Об этом рассуждает политический обозреватель Юрий Уваров
Непопулярные меры
Несмотря на пессимизм скептиков, в России происходят серьезные изменения. И происходят порой стремительно. Понятно, что во власти еще имеют силу ельцинские, откровенно прозападные кадры. Но силу набирают и те, кого принято называть патриотами и государственниками. Условно это принято называть двумя башнями Кремля. Понятно, что весь негатив из прошлого невозможно в одночасье ликвидировать или даже трансформировать. Прозападное, олигархическое лобби еще имеет влияние, но ветер перемен не пощадит никого. В последнее время мы видим немало подтверждений этому.
Давайте будем честны – фигура Эльвиры Набиуллиной большинством россиян воспринимается негативно. Причиной тому не только не всегда популярные меры Центробанка, но и давняя дружба главы Центробанка с рядом махровых российских либералов и олигархов. Например, с пресловутым Чубайсом. Да и крепкие связи Эльвиры Сахипзадовны на Западе у многих вызывают раздражение. Но дело не только в дружбе Набиуллиной с одиозными личностями. Вопрос в главном – в решениях и, конечно, предшествующим таковым заявлениям. А тут происходит откровенная чертовщина.
В качестве иллюстрации приведу комментарии Эльвиры Сахипзадовны к двум недавним резонансным случаям. Подорожание и дефицит яиц она объяснила так:
– Когда темп роста цен высокий, у нас постоянно что-нибудь выстреливает. Я вспоминаю 2021 год – то один тип товаров резко дорожал, то другой.
А вот комментарий относительно цен на жилье:
– Точно ждем существенного торможения темпов роста цен на жилье в целом по стране, потому что они были очень высокие. И если посмотреть последние два-три года, их нельзя объяснить тем, что какое-то время цены росли более низкими темпами.
Комментировать эти комментарии даже не нужно. Они, мягко говоря, обескураживают. Тем более, когда подобное произносит чиновник столь высокого ранга.
Но я не хочу брать на себя роль судьи, не обладая всей полнотой информации. А тем более примерять роль популиста. Сказанное выше – лишь небольшой бэкграунд для анализа сложившейся сегодня непростой ситуации.
Кому на руку
Триггером таковой стало, как и всегда, очередное повышение Центробанком учетной ставки. По мнению Набиуллиной, эта непопулярная мера необходима для снижения инфляции. Это объяснение было единственным и в предыдущих подобных ситуациях. Однако практика показывает, что на показатели инфляции рост учетной ставки кардинально не влиял, но при этом практически всегда следовало удешевление российского рубля и, соответственно, удорожание доллара. Это дало повод для обвинений Эльвиры Сахипзадовны, выражусь корректно, в недостаточной патриотичности финансовой политики. Объективности ради стоит отметить, что в таких случаях раздаются голоса неких экспертов, которые поддерживают падение рубля, обосновывая свою позицию улучшением возможностей для экспорта. Этот тезис у меня всегда вызывал обескураженность. Да, в принципе, это можно рассматривать в качестве плюса, но только в том случае, если экономика имеет практически полную самодостаточность, что в наше время на практике невозможно ни в одной стране. А радоваться тому, что появилась «счастливая» возможность, отдавать товары за гроши могут, простите, только идиоты. Или враги.
Но раньше возмущение происходило на уровне выпускания пара через комментарии ряда экспертов и в итоге постепенно затихало. Теперь же, похоже, ситуация начала меняться кардинально. Свое возмущение увеличением учетной ставки выразили ряд глав регионов, в том числе и глава Татарстана Рустам Минниханов. А это весьма серьезная фигура. Татарстан всегда был регионом-донором. Основная проблема в том, что высокая ставка не только способствует усилению позиций доллара и ослаблению рубля, но и значительно сокращает кредитные возможности для экономики, а это минимизирует возможности предприятий по обновлению основных фондов. Тезис о том, что ситуация играет на руку экспортерам тоже весьма сомнителен, поскольку нет гарантии, что таковые работают на благо России, а не выводят средства за рубеж.
Глава Татарстана отметил, что повышение ставки отразится и на секторе жилищного строительства:
– Мы сталкиваемся с серьезными проблемами, связанными с уровнем ключевой ставки. Это реально отразится как на процессе ввода нового жилья, так и на покупательной способности наших граждан.
Государство тоже не может столько субсидировать, поэтому ищут разные варианты, в какой форме и как это должно быть.
Минниханова поддержал и академик РАН Сергей Глазьев. По его мнению, решение Центробанка ухудшит условия для развития экономики России. При этом, считает Глазьев, усилится эффект от санкций:
– Лучшего подарка Байдену накануне переговоров с президентом России трудно себе представить. Лишая экономику внутреннего инвестиционного кредита, Банк России подыгрывает руководству США.
Негативное отношение решением Центробанка высказали и известные российские эксперты. Процитирую Михаила Хазина:
– От того, что Набиуллина повышает ставку, инфляция никак не сократится. А вот рост цен ускорится, спрос упадет, то есть экономике станет хуже. Инвестиции, и без того фактически «запрещенные» Набиуллиной, станут еще меньше. В этой ситуации ничего, кроме негатива, не будет.
На мой взгляд, Хазин не столь прост, не столь откровенен и не столь «независим», как пытается себя позиционировать. Уверен, что он является рупором весьма влиятельной политической группы. Посему его мнение и сам факт участия в этом процессе являются заслуживающими внимания.
Свое мнение высказал и известный российский экономист Константин Двинский:
– Укрепление, которое мы видим аккурат после повышения ключевой ставки, имеет спекулятивный характер. Фундаментально же данный процесс продолжается уже на протяжении недели, и его причиной является поступательный рост продаж валютной выручки.
Рост ключевой ставки – самый настоящий демарш Банка России, ведь одним из главных пострадавших является именно правительство.
Действия Набиуллиной похожи на эмоциональную агонию и окончательно перестали иметь хоть что-то общее с реальностью. Надеюсь, это начало конца, так как работа ЦБ перестала устраивать абсолютно всех, даже представителей финансового сектора экономики, не говоря уже о реальном.
Судя по небывалому шквалу заявлений против политики Центробанка, в ближайшее время не исключены кардинальные изменения. Будем надеяться, что принятие мудрого решения в этом спорном вопросе будет способствовать оздоровлению финансового сектора и усилению экономики России. А белорусы кровно заинтересованы в оздоровлении экономики братской страны, поскольку наши экономики сегодня не просто взаимосвязаны, они являются единым организмом.