Сколько уже говорено о телефонных мошенниках, но есть все-таки люди, которые попадаются на их уловки
Мошенники постоянно придумывают новые более изощренные способы отъёма денег у населения по различным телефонным схемам.
ОВД Кореличского райисполкома в очередной раз предупреждает — не стоит верить всему, что вам говорят. Особенно в реалиях современных условий, когда всё так непонятно и тревожно.
Схем со звонками и криками в трубку «Алло, мам, я попал в аварию, переведи денег!» почти не осталось, да и знают про них теперь даже пенсионеры, не знакомые с сетью интернет. Но хитрые мошенники не дремлют, они практически ежедневно придумывают что-то новое, и это, увы, прокатывает. Люди пугаются, верят и переводят свои денежные средства на анонимные виртуальные кошельки, отследить которые потом невозможно.
В последнее время телефонные мошенники используют новые способы обмана граждан, представляясь работниками контролирующих, правоохранительных и банковских органов. Осуществляют звонки с виртуального телефонного номера через интернет-мессенджеры (в том числе в режиме видеосвязи). Нередко звонки поступают с белорусских аккаунтов, что внушает доверие потерпевшим. Для этого злоумышленники похищают чужие учетные записи.
Гражданам под различными предлогами (участие в оперативно-розыскных мероприятиях, обеспечение сохранности денежных средств, контроль за транзакциями с целью изобличения преступников и др.) уговаривают предоставить данные банковской карты, пароли от интернет-банкинга и SMS-сообщений, оформить на свое имя кредиты, произвести установку программного обеспечения, а также перевести деньги на «безопасный» счет или карту.
Для подтверждения своих слов телефонные мошенники могут присылать через мессенджеры фотографии фальшивых служебных удостоверений, осуществлять «видеозвонки» якобы из служебных кабинетов, демонстрировать иные сфабрикованные свидетельства своей причастности к государственной службе. Также гражданам могут высылаться подложные бланки подписок о неразглашении полученной от мошенников информации, письма с логотипом банковских учреждений о том, что на их имя оформили кредит либо происходят какие-либо незаконные операции с лицевым счетом. Делается это для того, чтобы придать вид законной деятельности.
Обычно мошенники сообщают, что неизвестные воспользовались личными данными и подали заявку на оформление кредита на крупную сумму. В других ситуациях обыгрывается история о несанкционированном доступе к счету потерпевшего.
Чтобы якобы помешать мошенникам и вывести их на чистую воду, гражданина просят взять заем на такую же сумму и перевести на «сохранный счет». В случае отказа придется выплачивать чужой кредит. При этом акцент делается на конфиденциальности, требуют не связываться с банками и ничего не уточнять.
Работа мошенников во многом завязана на психологии. Различные речевые уловки идут в ход, чтобы усыпить бдительность жертвы и управлять ее действиями. В сутки мошенники обзванивают до 50 граждан, избирают разные стратегии воздействия. Это могут быть попытки играть на эффекте внезапности, на чувстве опасности, некоторые могут даже угрожать. Пользователи, в силу свойств нормальной обывательской психологии, чаще всего оказываются готовы слушать тех, кто предлагает им обезопаситься и защитить свои счета. На этом и строят свои схемы телефонные мошенники. Для них важно, чтобы жертва была дезориентирована и как можно менее внимательна — поэтому грабители, как правило, настойчивы и терпеливы. Способов обмануть пользователя немало — начиная от поставленной речи и заканчивая подменой телефонных номеров на официальные номера сотрудников организации, от имени которой звонят.
Напомним несколько советов, о которых вы могли забыть:
— пароли для входа в социальные сети, интернет-банкинг и онлайн-магазины должны быть разными, меняться раз в полгода и содержать цифры, буквы, специальные символы;
— надо использовать двухфакторную идентификацию, привязав аккаунты и электронную почту к номеру мобильного телефона.
распознать фишинговый сайт несложно: его доменное имя содержит как минимум один лишний или измененный символ;
банки никогда не предлагают клиентам устанавливать на мобильные устройства сомнительные приложения;
— не вступайте в разговор с «сотрудниками банка», особенно если с вами связались в мессенджере – как правило, банки не используют этот вид связи с клиентами. Подвергайте сомнению все, что говорит вам собеседник, уточняйте все нюансы, перезвонив в службу поддержки вашего банка, номер которой размещен на официальном сайте;
— ни под каким предлогом не передавайте посторонним конфиденциальную информацию, в том числе данные ваших счетов и смс-коды;
— представители госорганов, банковских учреждений и правоохранители никогда не связываются с людьми в мессенджерах по рабочим вопросам, не получают персональную информацию и не просят оформить кредит или совершить какие-либо иные действия. Если вам поступил подобный звонок, немедленно прекратите общение и обратитесь в милицию.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не поддавайтесь уговорам, не сообщайте свои конфиденциальные данные, не устанавливайте никаких приложений на свой мобильный телефон или компьютер, не предоставляйте доступ к уже установленным приложениям, будьте более бдительными!
Старший инспектор профилактики
ОВД Кореличского райисполкома А.А.Ульянко