Формула мира белорусского Президента. Что сказал Александр Лукашенко о мире, безопасности в регионе и полете белоруса в космос
Экономика, космонавтика, совместные программы, безопасность. Повестка переговоров президентов Беларуси и России Александра Лукашенко и
Владимира Путина была весьма насыщенной. Главы государств провели теплую встречу с участниками 21-й экспедиции на МКС — первым космонавтом суверенной Беларуси Мариной Василевской и уроженцем
нашей страны Олегом Новицким. К слову, это был первый в истории белорусско-российских отношений союзный экипаж, работавший на орбите. Не преминули лидеры стран сделать и ряд важных заявлений, касающихся обстановки в мире и в регионе. Говорили, в частности, о перспективах мирных переговоров России с Украиной.
Мирный план или ультиматум?
Украинский вопрос в скором времени собираются обсуждать и в Швейцарии. Запад анонсировал так называемую «мирную конференцию», которую планирует провести в середине июня. Только вот парадокс: Россию — одну из сторон конфликта — приглашать за стол переговоров изначально не планировали. И на этот факт не преминули обратить внимание Александр Лукашенко и Владимир Путин во время переговоров. «Наша позиция заключается в том, что они могут там договориться только как усилить эскалацию этого конфликта. Без России какой может быть мирный там процесс? Не может быть мирного процесса», — четко обозначил белорусский лидер. Депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин также не считает эту конференцию мирной:
США почему и затягивают с этой конференцией — они сколачивают костяк, загоняют туда типа «демократические» страны. Может, сотню им собрать и удастся… Кого-то запугают, кто-то поедет ради интереса, кто-то — в нейтральном статусе. Но если там не будет учитываться реальность, эта конференция ни к чему не приведет. А реальность в том, что переговоры уже идут. Ведут их спецслужбы, в том числе ЦРУ, МИ-6, ФСБ… Есть такие люди и с украинской стороны. Позиция американцев, которая жутко раздражает Киев: уже ни у кого нет сомнений, чей Крым. США признают, что для территорий, которые сейчас контролирует Россия, нужен особый статус. Понимают, что даже в случае победы киевского режима никакой интеграции провести будет невозможно. То есть по сути выход из ситуации для Украины возможен только при территориальных потерях. Но Киев своими непродуманными действиями только усугубляет положение. Ведь Владимир Путин четко обозначил вопрос про буферную зону и безопасность своей территории. А значит, для России и вопрос, чтобы обрубленная Украина вступила в НАТО, неприемлем. А вот будущее Зеленского не обсуждается. Власть он в любом случае потеряет.
Остаться у разбитого корыта
Об этом свидетельствуют и рейтинги украинского президента. Их также озвучил журналистам Александр Лукашенко. В начале СВО «кредит доверия» был на уровне 98 процентов, теперь упал не то до 14, не то 30 процентов. Президент Беларуси также напомнил, что у Зеленского заканчивается срок полномочий, и это может породить проблему легитимности тех или иных потенциальных соглашений. Депутат Палаты представителей Национального собрания Руслан Косыгин, генерал-майор в запасе, комментируя этот факт, обращает внимание на то, как глава Украины поставил свою жизнь и свои интересы гораздо выше интересов своего народа:
— Главная причина отмены выборов — это не обстановка на фронте и вовсе не необходимость задействования больших финансовых ресурсов. Зеленский не уверен в том, что его переизберут. И он делает все, чтобы зацепиться за эту власть и стать по сути дела узурпатором. Но для Зеленского в любом случае этот звонок тревожный. Народ бы за Зеленского с большой вероятностью не проголосовал.
Он шел на предыдущие выборы как президент-миротворец. Он заявлял о том, что хочет прекратить гражданскую войну, реализовать задачу объединения украинцев как нации. А привело все к тому, что конфликт разгорелся с новой силой. Были приняты решения, за которыми однозначно стоит раскол общества. Речь о делении украинцев на правильных и неправильных.
Вспомните про «колорадов» и «ватников», про «кто не скачет — тот москаль». А ведь в Украине живет в том числе много русских. Мы помним заявление его предшественника Порошенко о том, что «у них» дети пойдут в школы и детские сады, а донецкие и луганские дети будут сидеть в подвалах. А запрет языка? Ты — президент страны, ты должен мыслить стратегически, к чему ты ее ведешь. А привел он ее к войне, к разрушенному государству и экономике. В конечном итоге Зеленский и сам остается у разбитого корыта, подведя страну к катастрофе, загубив и будущие поколения.
Сохранить жизни наших людей
Однозначно высказался Глава государства и по поводу того, есть ли вероятность, что Беларусь вступит в боевые действия. «Такой необходимости нет», — объяснил журналистам Александр Лукашенко. России, подчеркнул он, нужна мирная, тихая и спокойная Беларусь, которая делает свое дело, а призывы втянуть нашу страну в войну, которые раздаются в том числе от ура-патриотов, — это в пользу НАТО.
— Запад через Украину захотел зайти в Кремль, а параллельно растоптать Беларусь, — делает акцент политический обозреватель телеканала СТВ Евгений Пустовой. — Но нет. Украина для зачинщиков «победоносной» войны на Востоке превратилась в черную дыру. Россию в эту воронку засосать не удалось. У неглупых стратегов Запада был запасной вариант — растянуть восточный фронт на тысячи километров, чтобы втянуть в битву и нас. Но не с нашим Президентом. А своего «пропихнуть» во Дворец Независимости им не удалось. Как итог — у Запада побед в Украине нет. А это не только финансовые потери, но еще и имиджевые. Используя политический глоссарий Борреля, «джунгли» ликуют: «Акела промахнулся».
И лишь Минск и Москва рассматривают Киев не как разменную гривну, а страну наших людей. Если для западной цивилизации мир — это сглаживание своего проигрыша, то для нас — это возможность сохранить жизни украинцев, тех самых «наших людей».
Беларусь — космическая страна
Прошлая неделя, впрочем, ознаменовалась не только и не столько важными геополитическими заявлениями. В четверг Александр Лукашенко вручил первому космонавту современной Беларуси Марине Василевской, вернувшейся с МКС, звезду Героя Беларуси. А уже в пятницу отважную белорусскую девушку и ее командира Олега Новицкого президенты двух стран поздравляли вместе. А в их лице — и всех, кто причастен к космической отрасли. В историю белорусско-российских отношений по сути вписана новая глава. Полет Василевской стал самым настоящим прорывом в развитии космических технологий. «Мы очень серьезно работаем над совместными программами. Спутниковые программы мы делаем вместе. Мы с советских времен сохранили заводы по производству спутников, вместе с россиянами работаем. Сейчас пилотируемые полеты. Я уговорил Владимира Владимировича, что мы и дальше будем вместе работать. Он меня поддержал», — рассказал Александр Лукашенко. «Оптика за вами», — отреагировал Владимир Путин. О покорении Беларусью космоса политолог Юрий Шевцов тем временем говорит как об одном из множества достижений нашей страны:
— Я хочу обратить внимание, что в других восточноевропейских странах не особо-то после распада СССР что-то и развивалось. Им подняли уровень жизни — и, по сути, это все. А у нас все-таки появилась атомная электростанция, развивается биотехнологическая корпорация, теперь совершили полет в космос. За всем этим стоит индустрия развития, причем не за счет увеличения емкости рынка или печатания лишних денег, а за счет размещения на территории Беларуси высокотехнологичных производств.
Полет белоруса в космос открывает дополнительные возможности в развитии очередных технологий. Например, теперь нам проще говорить о других программах с российскими коллегами по космическому сектору. Они видят, что мы реально хотим развиваться.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Если Президент России вчера (на переговорах с Александром Лукашенко в Кремле. — Прим. ред.) половину вступительного слова уделил мирным переговорам, с точки зрения дипломатической вы же понимаете, к чему это. Мне кажется, что сегодня момент, это прежде всего для украинцев и для Запада, сесть за стол переговоров и окончательно договориться… Очень хороший момент для Украины и кураторов украинских принять решение. Его надо принимать. Я так понимаю Президента России, он разумно это делает. Это — лакмусовая бумажка. Хотите переговоров — давайте, мы открыты, мы договариваемся… Если после этого не будет реакции Украины и Запада, значит, они просто не хотят мира в Украине.
Во время общения с журналистами в Москве, 12 апреля 2024 года.