Как в Кореличском районе проходит реформа школьного питания

Да, сегодня обеды в школе уже не те, что были раньше. А все благодаря тому, что в 2022 году Министерство образования запустило в стране пилотный проект по реорганизации школьного питания. В ходе эксперимента, участие в котором приняли 23 учреждения образования, были изучены вкусовые предпочтения учащихся и определены основные направления работы по совершенствованию работы школьных столовых. Начиная с этого учебного года, положительно зарекомендовавшие себя наработки стали применять во всех белорусских школах.

В ходе реализации проекта определено четыре основополагающих принципа. Первый – внедрение во всех школах новых блюд и изделий с учетом вкусовых предпочтений обучающихся. Министерством образования подготовлен информационный сборник технологических карт, содержащий порядка 400 блюд. Второй принцип – повышение денежных норм питания, что позволяет сделать питание детей в школе более разнообразным и сбалансированным. Третий принцип заключается в разработке примерных двухнедельных рационов питания школьников на основании натуральных норм, предоставленных Минздравом. И четвертый заключается в оптимизации режима питания школьников.

Все дети должны питаться разными продуктами: каши, овощи, фрукты, различные виды мяса. Ведь они тратят много умственной энергии, у них большая двигательная активность. Мы знаем, что у детей есть любимые и нелюбимые блюда, — у всех различные семейные традиции, пищевые привычки, поэтому стараемся периодически в меню добавлять что-то новое.

С начала учебного года в рацион школьной столовой включены новые блюда: бифштекс «Аппетитный», колбаски «Рыбка золотая», колбаски куриные «Секретики», наггетсы «Рыбка золотая», «Школьные», шашлычок «Школьный», митболы, «Гнездышки из свинины», «Стажки по-гомельски», оладушки «Неженка», фриттата (омлет с мясными продуктами) «Как дома», блинчики фаршированные колбасой и сыром, запеканка «Зебра», манник «Полосатик», пицца «Отличник», «Школьник», колбасные изделия, запеченные в тесте, шарлотка с яблоками «Цудоўная», коврижка «По-домашнему», ватрушка «Сладкоежка», бутерброд «Смачны», «Купалле», салаты, заправленные майонезом или маслом, «Пралеска», «Дубравушка», «Горошинка», «Минутка» и другие. На десерт учащиеся получают фрукты: мандарины, груши, яблоки, апельсины, бананы, а также кондитерские изделия: творожок, шоколадки, зефир, мармелад, глазированные творожные сырки, мюсли, батончики фруктовые. Введены такие новые напитки, как «Фантастик» (яблоко + апельсин), «Родничок» (чай + сок), компот из кураги, напиток яблочный, молочные коктейли. Наши рационы двухнедельные – через две недели повторяются.

Мы ввели новую традицию – изменять меню ребят каждую четверть. Например, со второй четверти блюда в примерном десятидневном меню на обед вариативные, что дает возможность выбрать именно то, что по вкусу детям; с третьей четверти 5-й день – это день белорусской кухни, где ребята на завтрак кушают драчену, на обед – блины с поджаркой белорусской из свинины или оладьи картофельные фаршированные мясом со сметаной, на полдник – манник с молоком.

Благодаря реформе школьного питания значительно изменился не только перечень школьных блюд, но и технология их приготовления, для чего в пищеблок был закуплен пароконвектомат. Эта «чудо-печка» заменяет сразу несколько видов оборудования, а приготовленные в ней на пару блюда – котлеты, колбаски, выпечка – получаются не только полезными, но и очень вкусными и сочными.

Во главе угла меню, которое разрабатывается на 10 дней вперед, стоит сбалансированность, полезность. Во внимание бракеражной комиссии, созданной в школе, принимается качество приготовления, объем, внешний вид, вкус и консистенция того, что оказывается на детских тарелках. Однако по тому, насколько они пусты по окончанию приема пищи, можно судить не только о том, что блюдо было вкусным или нет, но и о том, к чему школьник привык дома. Родителям нужно понимать, что школьная еда – это всего 20-25% от суточной потребности ребенка. Формирование у детей привычки правильно питаться и насыщение растущего организма полезными продуктами остается задачей не только школы, но и семьи.

Лариса КАМЕРА, директор государственного учреждения образования «Жуховичская средняя школа