Вот это разница! Как изменился Мирский замок за последние 30 лет
Обломки кирпича вместо лестниц и перекрытий, небо вместо крыши… Сегодня сложно представить, что Мирский замок – памятник архитектуры, который включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, – когда-то выглядел так. Почему в советские годы не нашлось средств и сил на его реставрацию? «В кругах официальных долгое время бытовало предубеждение: настоящие дворцы, архитектурные шедевры – это где-то там, в Москве, Ленинграде, на Золотом кольце. А тут, мол, какие могут быть сокровища?» – рассуждает корреспондент «Знаменки» А. Михальчук. Его текст «Дворцы на запорах» был опубликован в номере за 20 июля 1988 года. Как решалась судьба Мирского замка? Сколько времени ушло на его реставрацию? И какие памятники архитектуры будут восстановлены уже в этом году?
В 1988 году корреспонденты «Знаменки» даже не представляли, какие обороты наберет реставрация Мирского замка
В час по чайной ложке
Средневековый замок в Мире – уникальная смесь белорусской готики, ренессанса и барокко – был взят под охрану государства в 1947 году. Но до реставрации дело дошло только в конце 1980-х, когда он стал филиалом Государственного художественного музея БССР, а Правительство БССР приняло Декрет «О статусе Мирского замка как историко-культурной ценности национального значения». Казалось бы, после таких важных государственных решений дело должно наладиться. Но, побывав здесь в командировке в 1988 году, корреспондент «Знаменки» А. Михальчук остался разочарован: «Пока туристы, приезжающие в Мир, могут рассчитывать лишь на силу собственной фантазии, слушая рассказ гида о временах минувших, – осмотреть они могут лишь внешнюю сторону башен и стен». Надежды на то, что ситуация вот-вот исправится, у автора нет – реставрация проходила в темпе «в час по чайной ложке»: «…во всем внушительном замке я не смог насчитать и десятка постоянных рабочих», «низка производительность труда», «реставраторам катастрофически не хватает машин и механизмов…»
Все так и было, подтверждает заместитель директора по научной и просветительской работе музея «Замковый комплекс «Мир» Ольга Новицкая:
– Реальное состояние замка помогают оценить художественные фильмы, которые снимались в его стенах. Так, вторая серия детской киноленты «Три веселые смены», которая вышла на экраны в 1978 году, дает четкое представление, как выглядела дворцовая часть до реставрации. Восточному корпусу еще повезло: у него хотя бы сохранилась крыша. В отличие от северного, у которого не было ни кровли, ни окон, ни дверей, ни перекрытий между этажами – одни только стены.
В 1980-м замок был таким
В 1980-х дело тронулось с мертвой точки, но реставрация шла очень медленно: средств выделялось недостаточно, специалистов не хватало. Тем не менее в 1992 году для посещения открыли юго-западную башню и в замок хлынул поток посетителей. Несмотря на то что экскурсии в любую погоду проводились под открытым небом, во внутреннем дворике. А чтобы попасть в башню, нужно было дождаться, пока спустятся другие экскурсанты: разминуться на одной лестнице две группы не могли.
В те времена замок не был готов к такому наплыву туристов, рассуждает Ольга Васильевна:
– Случались анекдотические ситуации, когда посетители выходили из башни с поручнем в руках: перила не выдерживали нагрузки. Но уже было понятно: даже в таком состоянии Мирский замок популярен и способен влюблять в себя. Радостно, что руководство страны тоже сумело рассмотреть его потенциал.
Туристы часто просят разрешить им прикоснуться к средневековым стенам
«Протез» для замка
Когда Беларусь стала независимым государством, начался совершенно иной этап проведения реставрационных работ, восстанавливает хронику событий замдиректора:
– Самая активная фаза реставрации пришлась на 2006–2010-й. За эти годы удалось сделать гораздо больше, чем за все предыдущие десятилетия. Причем деньги затрачивались не только на восстановление здания и создание музейных экспозиций, но и на обустройство гостиницы, ресторана, двух конференц-залов. Изначально предусматривалось, что это будет не просто музей, а многофункциональный комплекс, где можно переночевать, провести деловую встречу.
Александр Ханько, инженер по ремонту оборудования, зданий и сооружений музея «Замковый комплекс «Мир», работает здесь с начала 1990-х и хорошо помнит все этапы реставрации:
– В постперестроечные годы работы шли очень медленно, а порой останавливались вовсе. Общая концепция была, но мелкие детали не учитывались. Например, сделали ярус, увидели, в каком месте был свод, вызвали проектировщиков, чтобы сделали чертеж. Готово? Работаем дальше. В 2000-е у нас уже имелся подробнейший план, где учитывалось абсолютно все – от расположения стен до узора на печном кафеле. Удалось решить множество сложных инженерных задач. Например, как спасти северо-восточную башню, скрепить ее, не дав разрушиться.
Фрагмент былого свода
Свою лепту в восстановление памятника архитектуры внесли десятки предприятий, обращает внимание Александр Дмитриевич:
– Часть напольной плитки для Мирского замка изготавливалась на «Керамине», кованые люстры – на лидском предприятии «Каскад»… Возле касс есть стенд, где перечислены все организации, участвовавшие в реставрации, – там более ста позиций. Можно сказать, что Мир строился всем миром.
Сейчас Мирский замок – это мультифункциональный комплекс, где продумано все: от выставочных залов до гардероба. И хотя реставрация официально завершилась еще в 2010 году, работы продолжаются до сих пор. В ближайших планах – воссоздать итальянский сад, а также расположенный у стен замка дворец Святополк-Мирских, от которого сохранился только флигель, делится Ольга Новицкая:
– Раньше в газетах часто встречались критические материалы, мол, зачем восстанавливать Мирский замок, если можно его законсервировать. Когда слышу такое мнение, всегда привожу аналогию: если по каким-то причинам человек лишился руки, ему что, отказываться от протезирования? Да, протез – это не его рука, но он выполняет те же функции и позволяет человеку не чувствовать себя несчастным. Так и замок: после восстановления он стал жить полной жизнью. Без реставрации это было бы невозможно.
Так могла выглядеть библиотека князя Святополк-Мирского
Сложнее, но интереснее
Еще одна проблема, которую поднимает в своем материале А. Михальчук, – нехватка кадров. «Через несколько лет положение должно измениться, – выражает надежду автор. – Вступает в строй построенное в Мире рядом с замком училище, которое будет готовить специалистов редких реставрационных профессий».
Училище (сейчас это Мирский государственный колледж) действительно вступило в строй и до сих пор остается единственным в стране учебным заведением, которое дает профессионально-техническое образование по специальности «реставратор». Абитуриенты могут выбрать одно из трех направлений: «реставратор декоративно-художественных покрасок», «реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий» или «реставратор каменного зодчества» – перечисляет директор Мирского государственного колледжа Наталья Кадлубай:
– При поступлении в зачет идет не только средний балл аттестата, но и отметка за внутренний экзамен по рисунку, чтобы мы могли отобрать тех, у кого есть художественный вкус, чувство композиции, – в нашей сфере без этого никак.
Выпускники Мирского государственного колледжа участвовали в восстановлении дворца Румянцевых и Паскевичей в Гомеле, Лошицкой усадьбы в Минске, Лидского и Новогрудского замков. И, конечно, Мирского: реставрировали кирпичи, работали с лепниной, расписывали уникальные кессонные (ячеистые) потолки.
– Замок – наш самый лучший сосед, – улыбается Наталья Леонидовна. – По традиции в сентябре мы проводим для первокурсников ознакомительные экскурсии: рассказываем об истории замка и на реальных примерах объясняем, как шли восстановительные работы, – это впечатляет гораздо больше, чем самая лучшая презентация.
В распоряжении будущих реставраторов – две оборудованные мастерские. В наш визит здесь занимались третьекурсницы и без пяти минут выпускницы Анастасия Ажгиревич и Евгения Душкевич.
Реставрация – это не только про красоту, но в большей степени про осторожность, рассуждает Евгения:
– Чтобы привести в порядок вот эту стену (убрать трещины и сколы, зачистить ее, зашпатлевать), мне понадобится несколько часов. Но если бы речь шла об исторической постройке, процесс мог бы растянуться на несколько дней или даже недель. Восстанавливать гораздо сложнее, чем создавать новое. Но и гораздо интереснее.
Анастасия Ажгиревич заметила еще одну особенность:
– Когда постоянно соприкасаешься со стариной, начинаешь глубже интересоваться историей. Недавно я заняла первое место в республиканском конкурсе «Наследие» – написала исследовательскую работу, взяв за основу фронтовые треугольники жителя Мира Алексея Жоховца.
А пока девушки готовятся к выпуску, колледж уже начинает новую приемную кампанию. Если учесть темпы и объемы реставрации памятников архитектуры по всей стране, без работы точно никто не останется.
Реставрация без остановки
Последние десятилетия в нашей стране идет активное восстановление архитектурного наследия, вкладываются колоссальные ресурсы на его сохранение и поддержание, вводит в курс дела начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Татьяна Бокша:
– Охрана культурного наследия – это обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа, в том числе в международном сообществе. В нашей стране принципы сохранения и использования историко-культурного наследия были закреплены еще в Конституции 1994 года.
… и Анастасия Ажгиревич получают в Мирском государственном колледже редкую профессию реставратора
Сейчас в Государственном списке историко-культурных ценностей – 5683 объекта, почти 2000 из них – это памятники архитектуры. Задачи по их восстановлению, а впоследствии включению в туристический и культурный оборот решаются благодаря госпрограммам, а также локальным инвестиционным проектам, обращает внимание Татьяна Викторовна:
– Эффективной в плане привлечения комплексного внимания ко всем сохранившимся замкам в стране стала государственная программа «Замки Беларуси», которая действовала с 2012 по 2016 год и впоследствии стала частью более масштабной государственной программы «Культура Беларуси» на 2016–2020, 2021–2025 годы. Кроме того, многие ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях финансируются за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. В последние годы при содействии фонда были проведены реставрация дворцово-паркового ансамбля Пусловских в Коссово, консервация с фрагментарной реставрацией замка в агрогородке Крево, а также бывшего замка Сапегов в агрогородке Гольшаны. Благодаря поддержке Главы государства завершена реконструкция часовни-усыпальницы Паскевичей в Гомеле, реставрация здания конюшни в составе ансамбля бывшего дворца Огинских в агрогородке Залесье.
И хотя десятки объектов архитектурного наследия уже введены в строй и принимают туристов, объемы проектных и ремонтно-реставрационных работ не только не уменьшаются, но даже увеличиваются. За 2022–2023 годы на реализацию этих целей было направлено около 189 миллионов рублей. На каких объектах – дворцах и замках – будут продолжены работы и в этом году? Татьяна Бокша рассказывает:
– Среди наиболее знаковых – дворцово-парковый ансамбль в деревне Жиличи Кировского района: в этом году планируется завершить разработку проектной документации по восстановлению парково-водной системы, реконструкции каретной. Также будут продолжаться работы в дворцовом комплексе в городском поселке Ружаны Пружанского района, в Кревском, Гольшанском и Новогрудском замках. Надеемся, что со временем они станут не менее известны и востребованы, чем знаменитый Мирский.
Мирский замок в цифрах
♦ 39 экспозиционных и выставочных залов;
♦ Более 5000 экспонатов;
♦ Более 130 штатных сотрудников;
♦ Более 340 000 гостей посетили замок в прошлом году.
Какие дворцы и замки были восстановлены?
♦ 2005 год – дворцово-парковый комплекс Румянцевых и Паскевичей в Гомеле;
♦ 2008 год – дворец Потемкина в Кричеве;
♦ 2010 год – замковый комплекс «Мир»;
♦ 2011 год – дворцово-парковый ансамбль в Несвиже, Ружанский дворцовый комплекс Сапегов;
♦ 2015 год – дворец князей Друцких-Любецких в Щучине;
♦ 2020 год – дворец Пусловских в Коссово, Лидский замок.