Правый крен. Что ожидает Европу по итогам выборов в Европарламент

Эммануэль Макрон и Олаф Шольц посрамлены. Французы и немцы по сути вынесли лидерам своих стран вотум недоверия. Выборы в Европарламент четко обозначили крах их политики. Партия французского президента аж в два раза проиграла партии ультраправых под руководством Марин Ле Пен. Партия германского канцлера и вовсе заняла в своей стране только третье место. Это голосование эксперты уже назвали успехом евроскептиков и противников поддержки Украины, в очередной раз продемонстрировавшим кризис доверия к институтам евроинтеграции. Разбираемся, чего ждать Европе дальше.

СКАЗАНО

­Президент Беларуси

Александр ­Лукашенко:

— Скажу прямо, без лишней дипломатии: почти все европейские лидеры превратились в подданных США. В том, чья политика, чьи интересы доминируют на территории Евросоюза, нет никаких сомнений.

На совещании с руководящим составом государственных органов системы обеспечения национальной безопасности,

20 февраля 2024 года.

Игры без разума

Европейские лидеры, похоже, слишком заигрались в геополитику. Позабыв о проблемах и интересах собственных народов, слишком уж откровенно плясали под дудку США. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Олег Гайдукевич первым делом обращает внимание на то, что от руководителей своих стран хотел европейский обыватель, а что им предлагали в ответ:

— Основной вывод по Европе: сегодня люди на всем континенте хотят, чтобы решали их проблемы, гарантировали работу, разбирались с инфляцией, миграцией, а не легализовали марихуану, разрешали смену пола и занимались геополитикой — войной в Украине и на Ближнем Востоке. То есть европейцы хотят, чтобы прежде всего власти их стран занимались проблемами в Европе. Как можно, имея столько проблем во Франции — миграция, экономические проблемы, — надевать Макрону на себя шапку Наполеона и рассказывать, что он, мол, будет воевать с Россией, завтра отправит войска и тому подобное?

 То же самое можно сказать и про Германию. Европейцы кричат своим политикам: «Друзья, займитесь нами, вы не решаете ни одной проблемы!» Еще один вывод: раскол внутри Европы только усугубится. Никто из политических партий не набрал голосов от большинства. Нет никакой победы ни у кого, если говорить в целом. Да, партия Урсулы фон дер Ляйен сохраняет большинство, она укрепила позиции в Европарламенте. Правые тоже расколоты между собой. Единства нет ни у кого. А сейчас начнется борьба за руководящие должности, и кто бы ни занял эту должность, он должен будет учитывать мнение правых, оппозиции и прочее.

Не демократия, а показуха

Да, с одной стороны, количество евроскептиков растет, как и число сторонников изменения курса ЕС. Но преувеличивать масштабы подобного правого разворота и его влияния на проводимую политику все же нельзя. Декан факультета журналистики БГУ политолог Алексей Беляев итоги выборов в Европарламент все же оценивает двояко. Подчеркивает: несмотря на то что выборы на местах привели к целому ряду локальных потрясений, а в крупных странах — флагманах ЕС народ открыто высказал свое «фе» нынешним властям (по сути плюнул им в лицо), на практике не изменилось ровным счетом ничего.

— Мейнстримная линия Евросоюза, которая была направлена на сохранение у власти Урсулы фон дер Ляйен и ее клики, антироссийского курса, поддержания Украины, укрепления евроатлантизма, остается. От нее никуда не ушли, а партия Урсулы получила еще больше мест, чем в прошлом созыве. Это дало ей повод для оптимизма и многообещающих заявлений, мол, все останется по-прежнему, будет проводиться такая же политика, как и проводилась.

Но эти выборы, безусловно, приведут к расколу в Европе. Мы видим, что там сегодня наблюдается отсутствие консенсуса между политической элитой и обществом. Элита продолжает гнуть свою линию, а общество начинает высказывать в отношении элиты свое несогласие. Наблюдать это можно было, скажем, по протестам тех же самых фермеров или «желтых жилетов» во Франции. В Евросоюзе постоянно кто-то недоволен, тем не менее мы видим, что кардинально политика государств из-за всего этого не изменится. Их «демократия» — это всего лишь показуха. То есть политико-экономические элиты делают то, что хотят, пусть и население этим крайне недовольно.

А главная опасность, которую элиты сами внушили обществу, — это запугивание общества военной угрозой якобы со стороны России. И оно сейчас приводит к тому, что многие европейцы здраво говорят: «Зачем мы дразним Россию, зачем мы ввязались в конфликт в Украине?» Поэтому внутри населения будут возрастать антиукраинские настроения, антимигрантская повестка и вспышки недовольства.

Переключить внимание избирателей

От результатов выборов в Европарламент истерит и президент Франции Эммануэль Макрон. Он, в частности, объявил о роспуске национального собрания и назначил досрочные парламентские выборы. Еще один удар под дых французскому лидеру: рейтинг доверия к нему, согласно результатам социологических исследований, упал до 24 процентов. Депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин объясняет почему:

— Макрон — это такой наемный технократ. Наемный менеджер-либерал с политическими амбициями. Не имея необходимых для политика качеств, он пытается проводить свою линию. В итоге он весь период своего президентства находится в состоянии кризиса. Сначала из-за бунта со стороны «желтых жилетов», затем у него был конфликт с генералами (армия ведь его вообще не принимала как верховного главнокомандующего), также у Макрона был институциональный кризис с мэрами французских городов. Кроме того, партия Марин Ле Пен «Национальное объединение» на выборах в Европарламент получила большее количество голосов, чем партия Макрона. Фактически Макрон не может держать эту оборону, находится в крайне сложном эмоциональном состоянии, рейтинг его падает, он подвергается критике, делает авантюристические заявления о вводе войск в Украину и так далее. Я думаю, он, как человек эмоциональный, крайне тяжело пережил поражение на этих выборах. А он привык быть успешным. И тут у него в два раза меньше голосов, и впервые другая французская партия получает больше 30 процентов на этих выборах. Так вот Макрон и пошел на роспуск национального собрания. Но все были против этого. А многие вообще говорят, что это такой хитрый ход Макрона, чтобы получить большинство.

Это во многом эмоциональная реакция, но также проявление тяжелейшего кризиса, в котором находится политическая система Франции. Ровно то же и в Германии, где произошел крах партии зеленых, и в Польше, и в целом ряде других европейских стран. Выхода нет. Поэтому они и пытаются яркими заявлениями и акциями переключить внимание избирателей. Только вот избиратель не переключается… И это за последнее время было доказано не раз.

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:

— Кто бы в принципе ни победил на выборах в Европарламент, ничего в плане глобальных аппетитов в корне не изменится. Такая стабильность курсового направления возможна только в результате тотальной политической чистки в интересах внешних факторов. Поэтому в европейской политической массе уже нет оппонентов, там все параллельные, все синхронно борются не за улучшение жизни европейцев, а за смену режимов в России и Беларуси. Это уже как всеобщее политическое кредо. Задача ликвидировать многообразие культур и цивилизаций, заменив его единообразием евроценностей с набором односторонних правил и гендерной прострацией, видится как единственный путь сохранения цивилизационного доминирования.