Специально для газеты «Полымя»: Министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган — о вопросах, волнующих потребителей

В интервью журналисту газеты «Полымя» Министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган ответил на несколько актуальных вопросов.

— Константин Константинович, как Вы оцениваете цифровые преобразования в Республике Беларусь?

— Подлинным драйвером дальнейшего экономического подъема производства в нашей стране стал Указ № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации», подписанный Президентом Беларуси 7 апреля 2022 года. Министерство связи и информатизации данным нормативным правовым актом наделено дополнительными полномочиями регулятора процессами цифрового развития и связи, осуществления единой государственной политики в данном направлении.

Одним из основных инструментов осуществления мероприятий по цифровизации является Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, где сосредоточен широкий спектр задач, на решении которых сконцентрированы наши усилия. Мы постарались, чтобы весь спектр показателей максимально комплексно отражал реальное и объективное положение дел в отраслях. Результатом усиленной и целенаправленной нормотворческой работы специалистов стал своеобразный всплеск активности в деятельности IT-сектора внутри страны.

С 1 января 2023 года в Республике Беларусь функционирует государственная единая республиканская автоматизированная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, которая используется для подачи электронных обращений. С помощью этой системы можно подать электронное обращение в любую государственную организацию и государственный орган Республики Беларусь. Данная система была разработана и запущена в связи с изменениями Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» и направлена на систематизацию контроля за всеми электронными обращениями граждан в нашей стране, также в нее закладываются данные по письменным обращениям.

Компания «Белпочта» — ярчайший пример цифровой трансформации в плане оказания услуг. В последнее время сделано не только много точечных проектов, но и в целом был внедрен платформенный подход в цифровизацию предприятия. Сейчас меняется форма предоставления услуг, методы их оказания. Как пример — проект «Мобильный почтальон», который позволил не только сэкономить на затратах, но и сделать оказание почтовых услуг удобным и комфортным для сотрудников и клиентов, особенно в сельской местности.

Ярким доказательством того, что мы идем в ногу со временем, стало признание волоконно-оптической сети «Белтелекома» лучшей в Европе.

— Безусловно, в плане цифровой трансформации сделано немало, и потребитель это видит. Однако то и дело возникают жалобы, особенно в сельской местности, то на качество мобильной связи, то на качество интернета.

— Буквально на днях система оценки качества услуг электросвязи «Хваля» была установлена и начала функционировать на аппаратно-программном комплексе «Мобильный почтальон» — компактном устройстве для удаленного обслуживания населения на дому. Эта интеграция позволяет дополнить карту покрытия сетей сведениями о качестве услуг сотовой подвижной электросвязи из небольших и отдаленных уголков страны. В рамках проекта уже проведено почти 5 тысяч измерений.

26 августа Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ «Об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи». В целях повышения доступности сотовой связи, в том числе в сельской местности, Главой государства принято решение об установлении обязательных для сотовых операторов требований к качеству и охвату предоставляемых ими услуг. При нарушении этих требований сотовые операторы будут привлечены к ответственности.

В соответствии с документом сотовые операторы в обязательном порядке должны будут направлять часть прибыли (не менее  20% от общего объема) на строительство новых вышек, модернизацию действующих объектов и иные меры по развитию сетей сотовой связи, что позволит увеличить зону покрытия и устойчивость сигнала.

Кроме того, Указом предусматривается введение базового социального тарифа для населения, стоимость которого будет находиться под контролем государства и станет доступной для всех категорий граждан.

— С какими вопросами и проблемами обращаются граждане на личные приемы и «прямые линии»? Какова тенденция обращений?

— Спектр вопросов с годами меняется. Если еще 5 лет тому назад были жалобы на качество интернета, то сейчас на первое место вышла работа мобильных операторов. Обращаются граждане с просьбой ускорить строительство и подвод оптоволокна, улучшить качество интернета и обслуживания на узлах почтовой связи.

В целом отмечается тенденция к снижению обращений граждан, а значит качество наших услуг повышается.

Инна ЛЕЙКО