Такси начнут работать по-новому. Кто останется на рынке перевозок и изменится ли цена услуги?
Президент подписал указ «Об автомобильных перевозках пассажиров».
С 1 августа 2024 года в Гродно начал работать «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Кого коснулись новшества и что об этом думают гродненские таксисты и пассажиры, узнавала корреспондент «ГП».
Как попасть в реестр?
Указ Президента Республики Беларусь №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» (от 25.01.2024 года) предусматривает создание государственного информационного ресурса – реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.
Новшества коснулись такси и перевозок пассажиров по предварительным заказам (например, на ритуальных мероприятиях, экскурсиях, к месту работы). Оператором и владельцем реестра является государственное учреждение «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».
С 1 ноября 2024 года осуществлять подобные перевозки смогут только перевозчики, водители и транспортные средства, включенные в реестр. Диспетчеры, которые дают заказы водителям, тоже должны зарегистрироваться в государственном ресурсе.
– Деятельность перевозчиков, не включенных в реестр, будет запрещена. Она станет незаконной и повлечет ответственность в соответствии с частью 3-й статьи 13.3 КоАП, как за незаконную предпринимательскую деятельность, – сказал заместитель начальника филиала – начальник управления автомобильного весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Алексей Михальчик. – До 1 ноября 2024 года включение в реестр будет бесплатным, а после нужно будет заплатить государственную пошлину: за одного водителя – 1 базовая величина, за транспортное средство – 2 базовые величины, за включение каждого диспетчера – 100 базовых величин.
С 1 ноября 2024 года диспетчеру будет запрещено передавать заказы водителям, перевозчикам, которые не включены в государственный реестр. В свою очередь водитель транспортного средства, например, такси не сможет принимать заказы от диспетчера или перевозчика, не включенного в реестр, не сможет использовать средства связи или информационные системы, сведения о которых не содержатся в реестре.
Алексей Михальчик отметил, что вся информация о диспетчере, перевозчике, транспортном средстве, водителе, необходимых реквизитах и средствах связи, информационных системах, которые используются в деятельности, будет находиться в реестре. Если выявятся определенные нарушения, нахождение в реестре будет приостановлено.
– Может быть приостановлена информация о диспетчере, перевозчике, транспортном средстве или водителе. В период приостановления осуществление перевозок запрещается. В случае, если запрет будет нарушен, диспетчер или перевозчик подлежат исключению из реестра, – сказал Алексей Михальчик.
С 1 ноября 2024 года в транспортных средствах нерегулярного сообщения также в обязательном порядке должна производиться видеофиксация каждой автоперевозки. Средство видеофиксации должно находиться в рабочем состоянии. Диспетчеры и перевозчики должны будут вести учет сведений обо всех поездках, которые они организовали, и хранить эти данные 12 месяцев (с датой перевозки, временем вызова, подачей транспортного средства, местом подачи).
Равные условия игры
Алексей Михальчик убежден, что создание государственного реестра поможет обеспечить призрачность в сфере автомобильных перевозок. Он также отметил, что оказание услуг станет более качественным и безопасным.
– Все должны работать в равных условиях. Реестр обеспечит взаимный контроль между всеми игроками рынка. Важно, чтобы диспетчеры не работали с перевозчиками или водителями, которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. В противном случае их ждет ответственность. Если кто-то будет работать с субъектом, водителем или использовать транспортные средства, находящиеся вне реестра, его деятельность будет признана незаконной, – сказал Алексей Михальчик. – Кроме этого, реестр позволит контролировать должный уровень водителей и транспортных средств без проведения контрольных мероприятий. При подаче заявления в реестр, если мы видим какое-то несоответствие правилам автомобильных перевозок пассажиров, то заявление отклоняется. Перевозчику указывается на нарушение, которое он должен устранить.
Уйдут нелегалы
Директор автопарка ООО «Алиандер», Андрей Кислый уверен, что создание государственного реестра имеет ряд плюсов.
– Со вступлением в силу Указа отсеются люди, которые работают нелегально. С индивидуальными предпринимателями, организациями, которые легально работают и исправно платят налоги, параллельно трудятся нелегалы, которые зарабатывают те же деньги от «Яндекс.Такси». Почему человек, который исправно платит налоги, должен наравне конкурировать с ними? Будет хорошо, если эта серая масса уйдет с рынка, – рассказывает Андрей Кислый.
Мужчина убежден, что новшество коснется всех. Те водители, для которых такси было источником дополнительного заработка, больше подрабатывать не смогут без официального трудоустройства.
– Если до июля этого года можно было работать по договору подряда, то теперь только по трудовому. Не каждый захочет брать к себе в штат человека, который где-то еще работает. Ведь непонятно, выйдет он на смену или нет. А за него все равно придется налоги платить, – говорит гродненец.
На данный момент есть определенные нюансы, которые не до конца понятны как автопаркам, так и самим водителям такси. Например,по видеорегистрации:
– Камеру поставить не проблема, но какую? Мы можем купить, например, китайскую, но вдруг потом выяснится, что нужна будет какая-то определенная, которая включена в реестр, – говорит Андрей. – В реестр сначала попадает автомобиль, а потом работник. Если человек сегодня устроился на работу, а завтра уволился, что делать с его данными в реестре?
Такси станет дороже?
– Не так давно «Яндекс.Такси» подавал информацию, что со вступлением Указа в силу с рынка уйдут порядка 25 тысяч таксистов. Если перестанет работать столько людей, то непонятно, будет ли вообще такси актуально, – говорит Андрей Кислый. – «Яндекс.Такси» тарифы поднимет. Возможно, он не введет новые базовые, но, скорее всего, из-за повышенного спроса цены поднимет.
По словам Андрея Кислого, мнения насчет реестра у таксистов разные. Одни разделяют его позицию и считают, что новшество повлияет на безопасность и качество оказываемых услуг, другие не до конца понимают смысл в реестре.
– На сегодняшний день подать заявление в реестр можно, но в него не включают, потому что сам «Яндекс.Такси» хоть и имеет юридическое лицо в Беларуси, но пока еще не зарегистрирован как диспетчерская и в реестр не включен. Пока что у всех много вопросов, – говорит Андрей.
Ударит по карману водителей
Гродненец Павел работает в такси более 4 лет. Водительский стаж – 15 лет. Мужчина считает, что прохождение двухнедельных курсов по повышению квалификации отразится на заработке.
– Такси – моя основная сфера деятельности. Работаю как ночью, так и днем. Искренне не понимаю, зачем мне с водительским стажем в 15 лет проходить курсы по повышению квалификации. Может, лучше обратить внимание на тех ребят, которые после окончания автошколы рвутся за руль такси и тем самым подвергают опасности жизни людей? Ведь у них нет никакого опыта в вождении, а не у меня, – рассуждает мужчина. – Тем не менее, если захочу работать дальше, должен буду пройти курсы, которые стоят 400 рублей. Это значительный удар по карману. К тому же две недели, пока повышаю квалификацию, не смогу уделять работе столько времени, как сейчас. Доход, конечно, упадет.
Нет минусов для пассажиров
Жительница Гродно Мария ездит на такси 2 раза в день: на работу и домой. Девушка уверена, что с появлением реестра поездки станут безопаснее.
– Полностью поддерживаю создание реестра. Вижу только плюсы. Во-первых, вызывая такси, я буду полностью уверена в безопасной перевозке. Потому что, если водитель работает в такси, значит, у него есть определенный стаж, медицинская справка, страховка, таксометр и видеонаблюдение. Не вижу никаких минусов для пассажиров, – поделилась мнением Мария.
Справочно
- В реестре будет достаточно много персональных данных: ФИО, паспортные данные, место жительства, номер водительского удостоверения, медсправка о состоянии здоровья водителя, сертификат о прохождении обучающих курсов для получения водительского удостоверения, трудовой договор с датой заключения и реквизитами, номер телефона, контактные данные и сведения о транспортных средствах, находящихся во владении и пользовании.
- Создание реестра в равной степени коснется как водителей, так и перевозчиков. Первые должны будут иметь соответствующее обучение, свидетельство о повышении квалификации, стаж, опыт работы, наличие медицинской справки. Вторые в свою очередь обязаны сверить правильность данных своих водителей и подать через электронный портал услуг корректное заявление на включение в реестр.
Гродненская правда