Такси начнут работать по-новому. Кто останется на рынке перевозок и изменится ли цена услуги?

Президент подписал указ «Об автомобильных перевозках пассажиров».

IMG_703000.jpg

С 1 августа 2024 года в Гродно начал работать «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Кого коснулись новшества и что об этом думают гродненские таксисты и пассажиры, узнавала корреспондент «ГП». 

Как попасть в реестр?

Указ Президента Республики Беларусь №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» (от 25.01.2024 года) предусматривает создание государственного информационного ресурса – реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.

Новшества коснулись такси и перевозок пассажиров по предварительным заказам (например, на ритуальных мероприятиях, экскурсиях, к месту работы). Оператором и владельцем реестра является государственное учреждение «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

С 1 ноября 2024 года осуществлять подобные перевозки смогут только перевозчики, водители и транспортные средства, включенные в реестр. Диспетчеры, которые дают заказы водителям, тоже должны зарегистрироваться в государственном ресурсе.

– Деятельность перевозчиков, не включенных в реестр, будет запрещена. Она станет незаконной и повлечет ответственность в соответствии с частью 3-й статьи 13.3 КоАП, как за незаконную предпринимательскую деятельность, – сказал заместитель начальника филиала – начальник управления автомобильного весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Алексей Михальчик. – До 1 ноября 2024 года включение в реестр будет бесплатным, а после нужно будет заплатить государственную пошлину: за одного водителя – 1 базовая величина, за транспортное средство – 2 базовые величины, за включение каждого диспетчера – 100 базовых величин.

С 1 ноября 2024 года диспетчеру будет запрещено передавать заказы водителям, перевозчикам, которые не включены в государственный реестр. В свою очередь водитель транспортного средства, например, такси не сможет принимать заказы от диспетчера или перевозчика, не включенного в реестр, не сможет использовать средства связи или информационные системы, сведения о которых не содержатся в реестре.

Алексей Михальчик отметил, что вся информация о диспетчере, перевозчике, транспортном средстве, водителе, необходимых реквизитах и средствах связи, информационных системах, которые используются в деятельности, будет находиться в реестре. Если выявятся определенные нарушения, нахождение в реестре будет приостановлено.

– Может быть приостановлена информация о диспетчере, перевозчике, транспортном средстве или водителе. В период приостановления осуществление перевозок запрещается. В случае, если запрет будет нарушен, диспетчер или перевозчик подлежат исключению из реестра, – сказал Алексей Михальчик.

С 1 ноября 2024 года в транспортных средствах нерегулярного сообщения также в обязательном порядке должна производиться видеофиксация каждой автоперевозки. Средство видеофиксации должно находиться в рабочем состоянии. Диспетчеры и перевозчики должны будут вести учет сведений обо всех поездках, которые они организовали, и хранить эти данные 12 месяцев (с датой перевозки, временем вызова, подачей транспортного средства, местом подачи).

Равные условия игры

Алексей Михальчик убежден, что создание государственного реестра поможет обеспечить призрачность в сфере автомобильных перевозок. Он также отметил, что оказание услуг станет более качественным и безопасным.

– Все должны работать в равных условиях. Реестр обеспечит взаимный контроль между всеми игроками рынка. Важно, чтобы диспетчеры не работали с перевозчиками или водителями, которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. В противном случае их ждет ответственность. Если кто-то будет работать с субъектом, водителем или использовать транспортные средства, находящиеся вне реестра, его деятельность будет признана незаконной, – сказал Алексей Михальчик. – Кроме этого, реестр позволит контролировать должный уровень водителей и транспортных средств без проведения контрольных мероприятий. При подаче заявления в реестр, если мы видим какое-то несоответствие правилам автомобильных перевозок пассажиров, то заявление отклоняется. Перевозчику указывается на нарушение, которое он должен устранить.

IMG_7026.jpg

Уйдут нелегалы

Директор автопарка ООО «Алиандер», Андрей Кислый уверен, что создание государственного реестра имеет ряд плюсов.

– Со вступлением в силу Указа отсеются люди, которые работают нелегально. С индивидуальными предпринимателями, организациями, которые легально работают и исправно платят налоги, параллельно трудятся нелегалы, которые зарабатывают те же деньги от «Яндекс.Такси». Почему человек, который исправно платит налоги, должен наравне конкурировать с ними? Будет хорошо, если эта серая масса уйдет с рынка, – рассказывает Андрей Кислый.

Мужчина убежден, что новшество коснется всех. Те водители, для которых такси было источником дополнительного заработка, больше подрабатывать не смогут без официального трудоустройства.

– Если до июля этого года можно было работать по договору подряда, то теперь только по трудовому. Не каждый захочет брать к себе в штат человека, который где-то еще работает. Ведь непонятно, выйдет он на смену или нет. А за него все равно придется налоги платить, – говорит гродненец.

На данный момент есть определенные нюансы, которые не до конца понятны как автопаркам, так и самим водителям такси. Например,по видеорегистрации:

– Камеру поставить не проблема, но какую? Мы можем купить, например, китайскую, но вдруг потом выяснится, что нужна будет какая-то определенная, которая включена в реестр, – говорит Андрей. – В реестр сначала попадает автомобиль, а потом работник. Если человек сегодня устроился на работу, а завтра уволился, что делать с его данными в реестре?

Такси станет дороже?

 Не так давно «Яндекс.Такси» подавал информацию, что со вступлением Указа в силу с рынка уйдут порядка 25 тысяч таксистов. Если перестанет работать столько людей, то непонятно, будет ли вообще такси актуально, – говорит Андрей Кислый. – «Яндекс.Такси» тарифы поднимет. Возможно, он не введет новые базовые, но, скорее всего, из-за повышенного спроса цены поднимет. 

По словам Андрея Кислого, мнения насчет реестра у таксистов разные. Одни разделяют его позицию и считают, что новшество повлияет на безопасность и качество оказываемых услуг, другие не до конца понимают смысл в реестре.

– На сегодняшний день подать заявление в реестр можно, но в него не включают, потому что сам «Яндекс.Такси» хоть и имеет юридическое лицо в Беларуси, но пока еще не зарегистрирован как диспетчерская и в реестр не включен. Пока что у всех много вопросов, – говорит Андрей.

Ударит по карману водителей

Гродненец Павел работает в такси более 4 лет. Водительский стаж – 15 лет. Мужчина считает, что прохождение двухнедельных курсов по повышению квалификации отразится  на заработке.

– Такси – моя основная сфера деятельности. Работаю как ночью, так и днем. Искренне не понимаю, зачем мне с водительским стажем в 15 лет проходить курсы по повышению квалификации. Может, лучше обратить внимание на тех ребят, которые после окончания автошколы рвутся за руль такси и тем самым подвергают опасности жизни людей? Ведь у них нет никакого опыта в вождении, а не у меня, – рассуждает мужчина. – Тем не менее, если захочу работать дальше, должен буду пройти курсы, которые стоят 400 рублей. Это значительный удар по карману. К тому же две недели, пока повышаю квалификацию, не смогу уделять работе столько времени, как сейчас. Доход, конечно, упадет.

 Нет минусов для пассажиров

Жительница Гродно Мария ездит на такси 2 раза в день: на работу и домой. Девушка уверена, что с появлением реестра поездки станут безопаснее.

– Полностью поддерживаю создание реестра. Вижу только плюсы. Во-первых, вызывая такси, я буду полностью уверена в безопасной перевозке. Потому что, если водитель работает в такси, значит, у него есть определенный стаж, медицинская справка, страховка, таксометр и видеонаблюдение. Не вижу никаких минусов для пассажиров, – поделилась мнением Мария. 

Справочно

  • В реестре будет достаточно много персональных данных: ФИО, паспортные данные, место жительства, номер водительского удостоверения, медсправка о состоянии здоровья водителя, сертификат о прохождении обучающих курсов для получения водительского удостоверения, трудовой договор с датой заключения и реквизитами, номер телефона, контактные данные и сведения о транспортных средствах, находящихся во владении и пользовании.
  • Создание реестра в равной степени коснется как водителей, так и перевозчиков. Первые должны будут иметь соответствующее обучение, свидетельство о повышении квалификации, стаж, опыт работы, наличие медицинской справки. Вторые в свою очередь обязаны сверить правильность данных своих водителей и подать через электронный портал услуг корректное заявление на включение в реестр.

Гродненская правда