“Укладывающий спать” – идеальное оружие. В Мирском замке экспонируется ятаган, хранящий вековую тайну

Профессия экскурсовода в музее “Замковый комплекс “Мир” предполагает не только хорошие знания по истории Беларуси, но и наличие навыков межличностного общения, т.к. многие экскурсанты, посещая музеей, хотят не только получить определенную информацию, но и поделиться своими знаниями. А в лице экскурсовода зачастую видят “ходячую энциклопедию”, которая может дать ответы по самым различным вопросам, что часто приводит к недоразумениям. Вот мне и хочется рассказать об одном случае, который произошел несколько лет назад.

Как говорится, ничего не предвещало беды. Экскурсия подходила к завершению. И вдруг мужской голос: “А что делает ятаган в вашей экспозиции?”. Скажу честно, в первую секунду в голове прокрутились кадры из фильма “Великолепный век”, а затем вспомнила об участии кн. Николая Святополк-Мирского в Крымской и Русско-турецкой войнах, подводя к предположению, что в коллекции оружия владельца Мирского замка мог быть и ятаган. Поблагодарив, мужчина сказал, что в музее-заповеднике “Царское Село” в оружейной коллекции императора Александра II также имеются ятаганы, и рисунок на клинке одного из них очень напоминает декор нашего клинка. Мужчина также сообщил, что среди восточного оружия именно на ятаганах имеется самое большое количество надписей религиозного характера, но так же можно прочесть имя мастера или владельца оружия.
Конечно же, данная информация меня заинтересовала, захотелось повнимательнее рассмотреть ятаган и раскрыть его тайну.
Ятаганы ассоциируются не просто с Османской империей, а конкретно с корпусом янычар. Янычары – это регулярная турецкая пехота, которая первоначально комплектовалась из мальчиков-христиан (своеобразный налог кровью для христианского населения Османской империи). Дети воспитывались в строгих исламских традициях, обучались военному ремеслу и владению многими видами оружия. Военная служба в рядах янычар позволяла некоторым построить карьеру и добиться высокого положения в обществе. Первоначально будучи оплотом власти султана, янычары с течением времени превратились в разнузданных смутьянов, что привело к запрету выходить из казарм с оружием.
Что считается на Востоке оружием? Это сабля, это огнестрельное оружие, а вот нож оружием не считается. Как мы понимаем, янычары обошли запрет, заказывая оружейникам боевые ножи длиной в руку. Важным требованием было, чтобы эти ножи могли эффективно не только резать, но и рубить и колоть. Так восточными оружейниками на рубеже XV-XVI вв. и было создано идеальное оружие – ятаган, что в переводе с турецкого означает “укладывающий” – подразумевается “укладывающий спать вечным сном”.
В экспозиции музея “Замковый комплекс “Мир” представлено холодное оружие, имеющее странную форму, как будто оружейник что-то напутал: сабельный клинок выковал по размерам тесака, да и повернул его вверх тормашками. Действительно, однолезвийный клинок ятагана имеет заметный изгиб вниз с внутренней заточкой, и при этом его ширина одинакова по всей длине. По мнению исследователей, именно особенности формы клинка и делали ятаган эффективным для рубяще-режущего удара, а острый конец практически параллельный рукояти позволял наносить и колющие удары.
Отличительной чертой ятагана является его рукоять: чем реже материал, из которого она сделана, тем выше статус и финансовые возможности владельца. Выполненная из кости (моржовый клык), у оголовья она расширяется и напоминает небольшие уши.


Клинок декорирован национальным растительным орнаментом, в который органично вписалась арабская вязь. Рисунок и надпись выполнены методом инкрустации серебром по стали (таушеровка). Именно инкрустация серебром говорит нам о том, что данный ятаган был сделан в Малой Азии (серединная часть современной Турции). В переводе с фарси верхняя надпись гласит: “Знающий защиту имама”, а титул имама носил султан, который являлся духовно-религиозным и светским лидером страны. Нижняя надпись: “Али Альтаф Аль Манхари” – можно предположить, что это имя владельца клинка. Стоит отметить, что именно фарси (персидский) был в Османской империи языком знати.
С течением времени, с развитием огнестрельного оружия, значение ятагана как боевого оружия стало уменьшаться и он стал использоваться как символическое и представительское оружие. В июне 1826 года корпус янычар был упразднен 30 османским султаном Махмудом II, а бунт возмущенных указом янычар был жестоко подавлен.

Анна Езерская, экскурсовод I кв. категории музея “Замковый комплекс “Мир”