Актуальные вопросы-ответы по налогообложению организаций
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Новогрудскому району направляет для использования в работе памятку для юридических лиц «Актуальные вопросы-ответы по налогообложению организаций»
Налог на добавленную стоимость
Вопрос. Организация системы жилищно-коммунального хозяйства в рамках заключенного договора с Государственным учреждением, финансируемым из бюджета, выполняет работы по отлову бешенных и безнадзорных животных.
Вправе ли данная организация применить освобождение от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на основании пункта 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» (далее – Указ № 138) при выполнении указанного вида работ в городском парке?
Ответ. Общеустановленная ставка НДС в Республике Беларусь определена пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и составляет двадцать (20) процентов.
Вместе с тем при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством, плательщик налогов, сборов (пошлин), вправе использовать налоговые льготы, в том числе в виде освобождения от НДС (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 21, подпункт 2.1 пункта 2 статьи 35 НК).
Пунктом 1-1 Указа № 138 и подпунктом 1.57 пункта 1 статьи 118 НК предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
При этом для целей подпункта 1.57 пункта 1 статьи 118 НК термин «земли общего пользования» используется в значении, определенном статьей 7 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле).
Согласно абзацу одиннадцатому статьи 7 Кодекса о земле под землями общего пользования понимаются земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами.
Перечень работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.12.2020 № 695 (далее – Перечень).
В данный Перечень, помимо прочего, включены работы по отлову бешенных и безнадзорных животных, диких зверей, оказавшихся в черте населенного пункта, их транспортировка, содержание и (или) уничтожение (далее – работы по отлову животных) (пункт 23 Перечня).
Таким образом, применение освобождения от НДС в отношении оборотов по реализации выполняемых работ согласно Перечню является правомерным при одновременном выполнении следующих условий:
работы поименованы (включены) в Перечне (для соблюдения данного условия необходимо совпадение наименований выполняемых работ согласно договорам и первичным учетным документам с их наименованиями, определенными в Перечне);
работы выполняются в отношении объектов внешнего благоустройства населенных пунктов;
работы выполняются в пределах границ населенного пункта на землях общего пользования;
финансирование работ осуществляется за счет бюджетных средств и при этом не ограничивается определенными разделами, подразделами, главами и параграфами бюджетной классификации Республики Беларусь согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208;
оплата работ исполнителю (в том числе субподрядной организации) осуществляется напрямую с текущего счета Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь. Данное условие применимо только к работам, поименованным в Перечне, но не являющимся строительными работами.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что городской парк относится к землям общего пользования, плательщик вправе применить освобождение от НДС в отношении выполняемых работ по отлову животных на территории такого парка при соблюдении и выполнении вышеперечисленных условий и требований.
Вопрос. В 2020 году благотворительным обществом в качестве иностранной безвозмездной помощи (далее – ИБП) получен легковой автомобиль с освобождением от налогов, сборов (пошлин). Цель использования ИБП при получении определена как укрепление материально-технической базы данного общества.
По заявлению получателя ИБП в 2024 г. цель использования ИБП в установленном законодательством порядке изменена. Новой целью использования ИБП является реализация легкового автомобиля с последующим направлением вырученных от его реализации денежных средств на установленные цели, в том числе на оказание социальной помощи и социальных услуг нуждающимся.
Подлежат ли налогообложению НДС обороты по реализации полученного в качестве ИБП легкового автомобиля в рассматриваемой ситуации?
Ответ. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 115 НК объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
Под реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно пункту 1 статьи 31 НК понимается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.
Порядок регистрации, налогообложения и использования ИБП регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3).
Согласно пункту 5 приложения к Декрету № 3 под ИБП понимаются:
денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;
товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования ИБП.
Пунктом 11 Декрета № 3 определено, что ИБП, подлежащая регистрации в соответствии с Декретом № 3, может освобождаться, в частности от НДС, в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем):
ИБП в виде товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и освобождаемых от НДС в соответствии с абзацем 9 пункта 11 Декрета № 3;
товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве ИБП и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин).
Ввиду того, что Декрет № 3 не содержит особенностей налогообложения при отчуждении на возмездной основе товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, обороты по реализации таких товаров (имущества) подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
По общему правилу, исходя из положений пункта 1 статьи 120 НК, налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права без включения в них НДС.
При этом при реализации основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены их реализации, если иное не установлено пунктом 42 статьи 120 НК (пункт 13 статьи 120 НК).
Вопрос. Дорожно-строительная организация (далее – организация), осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации по строительству и реконструкции автомобильных дорог и состоящая в связи с этим на учете в налоговом органе Российской Федерации в качестве налогоплательщика, прекращает такую деятельность на территории Российской Федерации.
Имущество, находящееся на территории Российской Федерации и используемое подразделением, расположенным в Российской Федерации, при осуществлении деятельности, передается таким подразделением белорусской головной организации.
Возникает ли у белорусской головной организации обязанность по уплате НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь такого передаваемого имущества?
Ответ. В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 115 НК ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК и (или) таможенное законодательство, международные договоры Республики Беларусь, составляющие право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), связывают возникновение обязанности по уплате НДС, признаются объектами налогообложения НДС.
Принципы взимания косвенных налогов в государствах — членах ЕАЭС установлены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол).
Согласно пункту 1 статьи 72 Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
При этом для целей применения Протокола под импортом товаров понимается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-члена ЕАЭС с территории другого государства-члена ЕАЭС, а товарами признаются реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии (абзацы 6 и 19 пункта 2 Протокола).
В свою очередь подпунктом 3 пункта 6 статьи 72 Договора о ЕАЭС определено, что косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства — члена ЕАЭС товаров, импорт которых на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.
Учитывая изложенное, при ввозе организацией на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации имущества, передаваемого подразделением в Российской Федерации, белорусской головной организации в связи с прекращением деятельности на территории Российской Федерации, обязанность по уплате НДС у организации не возникает.
Налог на прибыль
Вопрос. Организацией осуществлены расходы по самовольному строительству и реконструкции (без получения разрешительной документации) объектов производственного назначения.
Согласно части 3 пункта 9 Инструкции о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.05.2024 № 53 (далее – Инструкция № 53), с 1 августа 2024 года установлено, что хозяйственные операции, совершенные при самовольном строительстве, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Учитывается ли при налогообложении налогом на прибыль стоимость самовольного строительства и реконструкции объектов производственного назначения?
Ответ. В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении не учитываются затраты на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества.
К амортизируемому относится, в частности, имущество, относимое к основным средствам с соблюдением условий, установленных законодательством, за исключением объектов, указанных в пункте 13 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6). Здания, сооружения, тепловые сети, воздушные линии электропередач в пункте 13 Инструкции № 37/18/6, не указаны.
Пунктом 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, установлено, что в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
Затраты, указанные в статье 173 НК, и иные затраты, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством, не могут быть включены в состав внереализационных расходов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (пункт 3 статьи 173 НК).
Исходя из вышеизложенного, суммы расходов, понесенных при возведении и реконструкции объектов строительства, отнесенных на счет 91 «Прочие доходы и расходы», на основании пункта 9 Инструкции № 53, не учитываются при налогообложении налогом на прибыль.
Вопрос. Организация электроэнергетики проводит реконструкцию объектов, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством, таких, как здания, сооружения, тепловые сети, воздушные линии электропередач и др.
В соответствии с пунктами 35 и 36 Инструкции № 53, с 1 августа 2024 года законченные строительством и принятые в эксплуатацию объекты (части объекта), подлежащие в соответствии с законодательством обязательной государственной регистрации, до государственной регистрации создания объекта недвижимости и права собственности на него, а также до государственной регистрации изменения объекта недвижимости отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (субсчет «Затраты по завершенному строительству») и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (субсчет «Затраты по незавершенному строительству») по сумме всех затрат, увеличивающих стоимость объекта учета.
Таким образом, на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» у организации на 01.10.2024 и на 01.01.2025 числятся объекты, введенные в эксплуатацию, но не зарегистрированные в установленном порядке.
Подлежит ли исчислению налог на недвижимость со стоимости затрат по реконструкции таких объектов?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК у плательщиков -организаций объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, за исключением объектов, перечисленных в пункте 2 статьи 227 НК.
При исчислении налога на недвижимость плательщиками-организациями к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) относятся объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы основных средств как здание, сооружение или передаточное устройство (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 227 НК).
Исходя из вышеизложенного, учтенные на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» затраты на реконструкцию объектов, являющихся объектами налогообложения налогом на недвижимость, не являются объектом налогообложения налогом на недвижимость.
Вопрос. Застройщиком произведены работы по выносу сетей из-под пятна застройки, расположенных на участке строительства, но находящихся на балансе государственной эксплуатационной организации электроэнергетики.
В соответствии с нормами Инструкции № 53, с 1 августа 2024 года затраты, связанные с выносом сетей, отражаются заказчиком, застройщиком в составе стоимости объекта строительства по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов в составе косвенных затрат (часть первая пункта 43 Инструкции № 53).
Согласно части третьей пункта 43 Инструкции № 53 у эксплуатационной организации стоимость безвозмездно выполненных работ по выносу сетей учитывается по их сметной стоимости, указанной заказчиком, застройщиком в первичном учетном документе, подтверждающем выполнение технических условий.
Включается ли в состав внереализационных доходов на основании подпункт 4.14 пункта 4 статьи 174 НК у эксплуатационной организации электроэнергетики стоимость безвозмездно полученных от застройщика товаров (работ, услуг) при проведении им реконструкции, ремонте инженерной инфраструктуры при выносе ее из-под пятна застройки?
Ответ. Согласно пункту 1 статьи 174 НК внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) (пункт 2 статьи 174 НК).
У государственных эксплуатационных организаций в состав внереализационных доходов не включается стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг) при реконструкции, ремонте (возмещении стоимости реконструкции, ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся у них на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) (подпункт 4.14 пункта 4 статьи 174 НК).
Таким образом, внереализационные доходы у государственной эксплуатационной организации в соответствии с подпунктом 4.14 пункта 4 статьи 174 НК не возникают, если:
безвозмездно полученные этой организацией результаты работ по выносу из пятна строительства соответствуют товарам (работам, услугам), указанным в подпункте 4.14 пункта 4 статьи 174 НК (то есть являются товарами (работами, услугами), возникшими при реконструкции, ремонте);
объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, на которых произведены работы по выносу из пятна строительства, соответствуют объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, указанным в подпункте 4.14 пункта 4 статьи 174 НК (то есть находятся у этой организации на праве хозяйственного ведения (оперативного управления)).
В иных случаях нормы подпункта 4.14 пункта 4 статьи 174 НК не применяются.
Вопрос. В 2020 г. благотворительным обществом в качестве ИБП получен легковой автомобиль с освобождением от налогов, сборов (пошлин). Цель использования ИБП при получении определена как укрепление материально-технической базы данного общества.
По заявлению получателя ИБП в 2024 г. цель использования ИБП в установленном законодательством порядке изменена. Новой целью использования ИБП является реализация легкового автомобиля с последующим направлением вырученных от его реализации денежных средств на установленные цели, в том числе на оказание социальной помощи и социальных услуг нуждающимся.
Подлежит ли налогообложению налогом на прибыль в указанной ситуации операция по отчуждению легкового автомобиля?
Ответ. Порядок регистрации, налогообложения и использования ИБП регулируется Декретом № 3.
Пунктом 11 Декрета № 3 определено, что ИБП, подлежащая регистрации в соответствии с Декретом № 3, может освобождаться, в частности:
от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает:
у получателей – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП (за исключением ИБП в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование);
у вторичных (последующих) получателей – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями за счет зарегистрированных в качестве ИБП денежных средств отправителей.
Ввиду того, что Декрет № 3 не содержит особенностей налогообложения при отчуждении на возмездной основе товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, исчисление налога на прибыль при таком отчуждении осуществляется в общеустановленном порядке.
В целях исчисления налога на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации на возмездной основе, уменьшенной на суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки, и затратами, учитываемыми при налогообложении.
При этом прибыль (убыток) от реализации основных средств, инвестиционной недвижимости определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации на возмездной основе, уменьшенной на суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки, и их остаточной стоимостью, а также затратами по их реализации (часть 1 пункта 2 статьи 168 НК).
Вопрос. Частное предприятие (Инвестор) осуществляет реализацию инвестиционного проекта (строительство туристического комплекса) в рамках инвестиционного договора, согласно положениям которого возведенное при строительстве такого комплекса здание спасательной станции безвозмездно передается в собственность административно-территориальной единицы.
Подлежит ли такая передача налогообложению налогом на прибыль?
Ответ. Согласно подпункту 2.7.3 пункта 2 статьи 31 НК не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездная передача, в частности, имущества, переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.
Порядок распоряжения государственным имуществом регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом» (далее – Указ № 330).
Управление и распоряжение собственностью административно-территориальной единицы, в том числе безвозмездная передача имущества в собственность административно-территориальной единицы, с учетом норм подпункта 1.5 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» осуществляется в соответствии с решениями местных Советов депутатов.
Таким образом, в случае безвозмездной передачи здания спасательной станции в собственность административно-территориальной единицы в рамках Указа № 330, такая передача согласно подпункту 2.7.3 пункта 2 статьи 31 НК не признается реализацией и не учитывается для исчисления налога на прибыль.
Для целей исчисления налога на прибыль в выручку не включается стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу, в соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 168 НК.
Также подпунктом 1.20 пункта 1 статьи 173 НК определено, что не включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, остаточная стоимость основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов при их безвозмездной передаче, суммы НДС, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затраты на такую безвозмездную передачу.
«Управление контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Новогрудскому району».