Обновленная Конституция открывает новый этап суверенного развития Беларуси
В течение двух лет предстоит откорректировать около 100 законов, включая 20 кодексов Республики Беларусь.
Во вторник, 15 марта, страна отметила День Конституции. На сей раз он был наполнен особым смыслом, потому что с этого дня вступил в силу обновленный Основной Закон нашей страны. 27 февраля 2022 года абсолютное большинство граждан поддержало изменения в Конституцию на республиканском референдуме. А это значит, что Беларусь вступила в новый этап суверенного развития. Впереди еще немало работы по переформатированию национального законодательства. Но уже сегодня можно сказать твердо: все попытки предателей народа, беглых авантюристов и экстремистов посеять на нашей земле хаос и смуту, столкнуть ее в пропасть цветных революций потерпели крах. Люди, проголосовав за новую редакцию Конституции, выбрали суверенитет, гражданский мир, социальную справедливость и эволюционный путь развития. В чем созидательная миссия нашей Конституции и как использовать ее потенциал во благо страны? Об этом рассуждают эксперты.
Алексей Дзермант, политический аналитик:
— Обновленная Конституция открывает новую эпоху для суверенного развития нашей страны. Мы видим, насколько сегодня меняется мир вокруг нас, что происходит в Украине, на западных рубежах Беларуси. Крайне важно все это тщательно проанализировать, сделать выводы и извлечь уроки. Уверен, что обновленная Конституция поможет нам не допустить того беспредела, который творится у наших южных соседей. К сожалению, Украину захлестнула волна экстремизма, национализма и радикализма. Однако история многих постсоветских стран показала и доказала, что рано или поздно националистические течения приведут к краху.
Те принципы, которые мы провозглашаем в Конституции, связанные с памятью о Великой Отечественной войне, — это уже определенный заслон на пути экстремистских идей.
Гарантия суверенитета и народности
Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент:
— Президент сдержал свое слово и открыл новую перспективу для страны. Вступившая в силу 15 марта Конституция стала эпохальным событием с точки зрения закрепления исторической идентичности белорусского народа. Более того, внесенные изменения в Основной Закон предопределили национально-культурный формат развития белорусской государственности. Речь о том, что принятая на референдуме Конституция — это своего рода философско-историческая идеологема Беларуси. Социальные гарантии, историческая память и правда, семейные традиции, прописанные в Конституции, формируют уникальный механизм идеологического обоснования национальной стратегии развития белорусской государственности. Конституционная модернизация позволила Беларуси в условиях беспрецедентного хаоса в мире, инициатором которого является коллективный Запад, сформулировать идеологию белорусской государственной модели развития. В будущем это гарантированно обеспечит сохранение как суверенности, так и народности.
Мелочей быть не должно
Ирина Довгало, член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству:
— Изменения Конституции — это нормальный, а главное, значимый процесс. Она не может развиваться сама по себе, а общество само по себе. Конечно, вступление обновленной Конституции в силу не означает, что сегодня на нас начнут сыпаться чудеса как из рога изобилия. Переходный период очень важный и ответственный. За это время все законодательные акты будут приведены в соответствие с обновленной Конституцией.
Ряд нормотворческих документов будет принят с нуля. Например, для организации работы высшего представительного органа страны — Всебелорусского народного собрания, который будет включать и представителей гражданского общества. Но для этого нужно определить, что же такое гражданское общество и кто в него будет входить.
Мелочей в этом вопросе быть не должно, чтобы не допустить эффекта домино. Поэтому нужно срочно разработать закон о гражданском обществе и одновременно работать над законом о ВНС. Необходимо также приводить в соответствие нормативные документы о перераспределении полномочий между Президентом и Парламентом, Правительством, а ряд определенных полномочий будет закреплен за ВНС. Но до тех пор, пока нет закона о Всебелорусском народном собрании, продолжают действовать те нормы, которые и были. Поэтому сейчас мы вступаем в новый этап большой и скрупулезной работы, в который включены все постоянные комиссии Парламента.
Президент Александр Лукашенко:
— Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор.
(На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 г.)
В ТЕМУ
Оптимальный баланс
Об изменениях в Конституцию задумались и в Казахстане. Президент страны Касым-Жомарт Токаев в среду, выступая с посланием народу Казахстана, предложил перейти от суперпрезидентской к президентской форме правления с усилением роли парламента:
— В Казахстане сложилась суперпрезидентская модель правления. На начальном этапе развития страны она была оправданна. Но меняется общество и страна. Сегодня у нас буквально все замыкается на президенте, и это неправильно. Нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана. Речь прежде всего идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. Такая система обеспечит оптимальный баланс властных институтов и будет способствовать устойчивому развитию страны.
ФАКТ
♦ Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года. На референдуме 14 мая 1995 года большинство граждан проголосовали за придание русскому языку равного статуса с белорусским и поддержали предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба страны.
♦ 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме была принята новая редакция Конституции (перераспределены полномочия органов власти, создан двухпалатный Парламент). Кроме того, белорусы выступили против свободной, без ограничений, покупки и продажи земли и против отмены смертной казни.
♦ Следующий референдум, на который был вынесен вопрос изменения Конституции, состоялся 17 октября 2004-го. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
♦ 27 февраля 2022 года путем всенародного голосования принята ныне действующая редакция Основного Закона.