О чем говорят детские рисунки и можно ли по ним заподозрить неладное
Черный — это плохо?
Монстрик на груди
Анализируя личность ребенка, психологи нередко используют проективные методики. Одна из самых популярных — рисунок семьи. Рядом с собой малыш обычно изображает самых близких и значимых людей. И наоборот, родственников, с которыми нет душевного контакта, отодвигает подальше. Но случаются и совсем грустные ситуации.
— Однажды ребенок нарисовал не маму с папой, а свою комнату, себя и собаку, — рассказывает психолог. — На вопрос: «А где же родители?» — ответил, что они на работе. То есть его самое близкое существо в данный момент — домашнее животное. Нормально ли это? Скорее нет. Душевное тепло не восполнить дорогими подарками. Родителям нужно находить время на ребенка. Во взрослом возрасте и он не будет искать контакта, ограничится редкими звонками по праздникам. Так что стоит задуматься.
Хорошо зарекомендовала себя и другая методика — рисунок самого себя. Здесь учитывается множество факторов, прежде всего насколько быстро и осознанно малыш приступает к действиям.
Если волнуется, спрашивает, как именно он должен рисовать, какие цвета выбрать и тому подобное, это признак неуверенности в себе, характерный скорее скромным, застенчивым интровертам. И наоборот, дети с сильным стержнем не стесняются проявлять себя, делают размашистые линии, не боятся испачкать или порвать бумагу.
Важно и то, насколько адекватным возрасту получается изображение. Дошкольники нередко рисуют себя чуть старше. Психолог обязательно анализирует, соблюдает ли ребенок принципы анатомии: есть ли у персонажа голова, туловище, руки, ноги, в правильном ли месте находятся глаза, нос, рот. Бывает, что ребенок максимально реалистично изображает гениталии. Тогда предстоит выяснить: малыш просто интересуется своим телом или есть место нездоровым проявлениям.
Иногда дети в автопортрете умудряются нарисовать монстрика или делают два в одном: изображают себя, но на уровне груди дорисовывают необычное существо. Это говорит о внутренних конфликтах, накопившейся агрессии и в целом проблемах с поведением. Ребенок, у которого много страхов, может изобразить себя стоящим в траве, где не видно ног. То есть у него нет опоры.
Обширную информацию о личности детей старше пяти лет можно получить, проанализировав несуществующее животное. Методика подойдет и подросткам. Характер, мотивация, взаимодействие с миром, страхи, уровень агрессии, невротическая составляющая — неполный список перестающих быть тайной вещей:
— Ребенок, имеющий трудности с адаптацией, может нарисовать животное, которое живет в пещере и ни с кем не дружит. Если конфликтует в коллективе, изображает зубы, когти. Вместо хвоста у его персонажа появляется сабля, из глаз — огонь. Сильно не хватает общения — к одному несуществующему животному присоединяется сразу несколько.
Раскрась по желанию
В норме дети всегда предпочитают рисовать яркими цветами: желтым, красным, голубым, зеленым. Переходят на темные, серые, когда что‑то не ладится: приболел, поругала мама, лучший друг уже неделю не ходит в садик. Выбор цвета может говорить и о ситуации в семье. Родители не ладят между собой? Неудивительно, что малыш изображает их черным, коричневым, темно‑фиолетовым. Но однозначно судить об обстановке в семье на основе выбора карандашей или фломастеров порой преждевременно:
— В моей практике был случай, когда ребенок рисовал родителей в разноцветной одежде, что вроде бы должно говорить о хорошей обстановке в семье. Но супруги при этом находились в стадии развода. Дело в том, что в жизни мама и папа предпочитали носить яркие вещи. Например, она могла надеть желтую блузку и зеленую юбку, а он — ярко‑красный свитер.
Что касается изображений черного цвета, которые традиционно пугают родителей, здесь тоже есть место неожиданным обстоятельствам. Психолог приводит такой пример:
— Порой ребенок рисует мрачные сюжеты, основываясь на недавно увиденном мультфильме. Допустим, он изобразил гроб со скелетом внутри — так бывает, если ему понравился герой истории. К примеру, «Дисней» время от времени выпускает что‑то на тему зомби, привидений. Стоит обратить внимание, если странный сюжет повторяется много раз и малыш с неохотой изображает что‑то другое. В этом случае может понадобиться помощь психолога.
ЭТО ПОЛЕЗНО
Если ребенок отказывается рисовать. Причина не в отсутствии мотивации. Скорее всего, ему не нравится инструментарий, который предлагают в детском саду и дома. Цветными карандашами рисовать тяжелее, чем фломастерами, мелками или красками. Кроме того, «творить» на бумаге ему будет неинтересно, если родители уже подарили графический планшет.
Рисунки указывают на уровень интеллекта. Дети с особенностями психофизического развития часто ограничиваются каракулями, не могут заштриховать изображения, рисуют несоизмеримые по пропорциям предметы (например, огромного человека и маленький дом), рвут бумагу, ломают карандаши и в целом к творчеству тянутся неохотно.
Если в жизни ребенок спокойный и скромный, но часто рисует военные баталии, оружие (при этом редко видит такое кино), скорее всего, в детском коллективе конфликт. Малыш проецирует обиду на сверстников и изображает сюжет, где он дает жесткий отпор и всех побеждает.
КСТАТИ
Если девочка рисует машинки и роботов, а мальчик — кукол и розовых пони, паниковать не стоит. Возможно, дело в окружении. Так, парнишка может изображать типичные девчачьи сюжеты, когда он много времени проводит с мамой, бабушкой или старшей сестрой, а папа уделяет ему минимум внимания. Девочки же порой стремятся подражать братьям или им нравится техника.