Инновационная разработка ученого купаловского вуза получила грант на внедрение

спорт

 Нужен ли компьютер на уроках физической культуры? Казалось бы, зачем? Но инновационная методика преподавания физической культуры, частности отдельных спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол), легкой атлетики, аэробики, атлетической гимнастики и спортивно-оздоровительного туризма, основана как раз на использовании компьютерной программы. Ее автор – заведующий кафедрой спортивных дисциплин факультета физической культуры ГрГУ имени Янки Купалы, доктор педагогических наук, доцент Виталий ХРАМОВ. Предложенный им учебно-методический комплекс имеет гриф Министерства образования, то есть рекомендован для использования на уроках.

Ученый получил грант Президента Республики Беларусь на внедрение своей разработки в вузах, занимающихся подготовкой будущих учителей физкультуры, и в институтах развития образования, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации педагогов.
Впервые новый подход в преподавании физкультуры в качестве экспериментального был использован в 2010 году, спустя три года он уже внедрялся в школах (в основном Гродненщины) как инновационный.

В чем же суть и что предложил для учреждений образования ученый? Возьмем простую ситуацию: педагогу необходимо научить детей правильно метать мяч. Ведь качество броска и то, насколько далеко улетит мяч, зависят не только от силы школьника, но и правильности выполнения упражнения. А как показать правильный вариант, если все происходит в считанные секунды и речь идет о том, как локоть в один момент «обгоняет» плечо. Или, к примеру, при броске мяча в корзину, когда необходимо акцентировать внимание на одновременном движении рук, ног и правильном наклоне туловища? Это довольно сложно. Виталий Храмов разработал учебно-методический комплекс с соответствующим программным обеспечением. Достаточно установить в спортзале мультимедийный проектор, запустить программу, и на экране школьники увидят эталон движения и специальные упражнения для его освоения. Видео можно остановить, замедлить, выделить фрагмент и повторить его несколько раз.

Секрет в том, что движение у нас формируется в головном мозге: сначала на уровне понимания. Поэтому мы должны его рассказать, показать, объяснить, ребенок должен его сначала понять, а потом методом упражнений освоить это движение и ощутить его, – поясняет Виталий Владимирович необходимость визуализации того, что требуется от школьника.

Видео было подготовлено силами специалистов университета, а в качестве моделей выступили учащиеся спортивных школ. Затем отснятый материал подвергся многоэтапному контролю и экспертной оценке: там неточности движений недопустимы. В результате кропотливой работы пособие получило гриф Минобразования.

По мере накопления данных и внедрения комплекса в школах стало понятно, что нужно уделять внимание подготовке кадров, которые могли бы пользоваться этой инновацией, – отметил Виталий Храмов. – Отличительная черта нашего вуза в том, что студенты еще в процессе учебы осваивают инновационные технологии. С первого курса они начинают проводить элементы тренировок. Не просто показывают, но и объясняют своим однокурсникам, как нужно правильно делать то или иное движение, упражнение. В итоге даже на практику в школу студент приходит, имея хороший опыт ведения занятий.

Но это только один регион. А ведь есть еще пять областей плюс педагоги, которые уже работают в учреждениях образования. В итоге было решено сделать комплект, который помог бы учителям освоить и правильно применять инновационные технологии. На средства гранта Президента Республики Беларусь в области образования, полученного гродненским ученым, будет разработан и внедрен электронный учебно-методический комплекс для подготовки и повышения квалификации учителей физической культуры на основе авторских электронных, в том числе интерактивных, дидактических средств по игровым видам спорта: футбол, баскетбол и волейбол.

Фото Михаила ИСАЧЕНКО
Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА

Добавить комментарий