«Я нахожусь в Германии, недалеко от Берлина. Враг сопротивляется сурово». Читаем фронтовые письма рядового Владимира Жоховца
Рядовой советской армии, о котором сегодня пойдет речь, родился и был призван на фронт Великой Отечественной не из Кореличского района. Это Владимир Алексеевич Жоховец, уроженец Молодечненского района Радошковичского сельсовета Есьмановского сельсовета деревни Бакшты. Его внук Алексей Жоховец несколько лет назад стал учащимся Мирского государственного колледжа. Благодаря увлеченным историей войны преподавателям юноша тоже загорелся исследовательской работой и привез в колледж фронтовые письма своего дедушки Владимира Жоховца.
.
— Эти и другие фронтовые письма стали основой исследовательского проекта «Судьба человека в истории страны», которым руководила учитель истории Светлана Головач. В 2023 году проект стал победителем республиканского патриотического конкурса «Наследие», — рассказывает преподаватель Мирского государственного колледжа Константин Петриман. — Эти послания из прошлого невозможно читать без слез. В каждой строчке авторы старались передать тоску о близких, слова любви, спрятать свои страхи и подбодрить родных. Вот и Владимир Жоховец, находясь в окопе в 70 километрах от Берлина, не пишет об атаках и потерях врага. Он передает привет семье, соседям, спрашивает, как без него ведут хозяйство. Читая эти строки, понимаешь, почему в Великой Отечественной войне победил советский солдат, а не хорошо подготовленный фашист. Все просто: наши ребята воевали за СВОЮ землю, защищали СВОЮ Родину и семью, СВОЕ право на мирный труд.
25 сентября 1944 года
Письмо от Вашего мужа Жоховца Владимира к своей жене Анне.
Спешу поведомить Вам, слава Богу, жив и здоров, чего и вам желаю. Я уже Вам послал много писем, но ответа не получил. Не знаю, как вы там. У нас часто изменяется адрес, наверное, поэтому.
Дорогая жена, как получите это письмо, то скорей отпишите. Напишите все свои новости, как вы здоровы и что у вас слышно. Дома ли брат Игнат, а если нет, то напишите его адрес. Как кончится война, если буду жив, то приеду.
Напишите про свое хозяйство, как вы там управляетесь.
Как там живут Багиновы и Метлицкие, Продуха?
Передайте всем поклон: маме, сестре Марии и всем родным и знакомым.
Обо мне очень не скучай, живи и может Бог даст кончится война, тогда будет лучше жить.
До свидания. Очень жду ответа, с нетерпением.
30 ноября 1944 года
Письмо от Владимира Жоховца к своей многоуважаемой жене Анне.
Поведомляю, что я жив и здоров, того и Вам желаю.
Сообщаю Вам, что Ваши письма получаю. Получил сразу три, а потом еще одно. Узнал, что у вас новости хорошие, что вы нажили корову и кабана.
Сообщаю, что я нахожусь в Польше. Живется хорошо, всего достаточно.
Напиши мне, как досматривали пчел на зиму и кто досматривал.
Адрес Игнатия получил и пишу ему письма.
Со мной знакомых мало, только Калюта Михаил, а Вершицкий и другие в другом полку. Раз даже с ними виделся.
Нахожусь в строевой. Болезни моей не признали. Доктора говорят, будем лечить, как война закончится.
На фронте еще не был и когда попаду, не знаю. Придется повоевать.
Как учится Алёша и куда ходит в школу? Напиши все новости. Напишите, сколько нажали жита и сколько гоней засеяли. Ци добрая была бульба и сколько всего сдали государству.
Обо мне не скучайте. Смотри, дорогая, себя и детей не пускай в обиду. Посылаю почтение Вам и сынам.
Как будете писать письмо, вложите бумаги для ответа.
12 января 1945 года
Письмо с фронта от Вашего мужа Владимира к своей жене Анне.
Спешу поведомить вам, что слава Всевышнему, я жив и здоров. От вас получил два письма, одно от тебя, другое от Алёши. Я рад, что он ходит в школу. Кто вам писал письма? Наверное, учителька. Я много узнал из письма про дом. Это письмо пишу на вашей бумаге в окопе.
Алёша спрашивает меня, ци куплять коня. Если есть за что и вам хлеба хватит, то купляйте. Я получил письмо от Коли Пожарицкого, он мне пишет, что у вас есть конь, но только очень плохой. А вы спрашиваете, ци куплять. Дорогая жена, живите, как вам удобнее, бо моя судьба плохая.
Спасибо Костю Багиновому и Ф. Метлицкому, что они вам помолотили.
Спроси на почте, может, можно прислать посылку, то пришлите табаку и чего-нибудь еще, но только шлите мало.
Затем до свидания. Остаюсь жив и здоров. Пиши почаще письма. Посылаю почтение маме, Васе и сыновьям Алёше, Фене и Косте, племянникам, швагру Василию и сестре Марии, их деткам. Передайте Василию, чтобы он написал мне письмо. Поклон Багиновым и Метлицким, Продуху и спасибо ему за догляд пчел. До свидания.
7 февраля 1945 года
Письмо с фронта от вашего мужа Владимира Жоховца к своей жене Анне.
Сообщаю я вам, что я пока по милости Божией жив, но дальше не знаю, как со мной будет. Что день нахожусь в боях с проклятым немцем. Я нахожусь в Германии, недалеко от Берлина, около 70 километров. Враг сопротивляется сурово.
Калюта Миша еще тоже жив и не ранен, но что будет с нами дальше, не знаю. Тура Винцеся видел тоже, пока жив. Пули свистят над головой. Каждую минуту ожидаю смерти.
Вы просите, чтобы я прислал справку на 45 год. Нам нет времени справки требовать, мы все время в боях.
Письма от вас и от сынов я получил. За письма очень благодарю, пишите побольше. Мне веселей, когда получу письмо.
Посылаю всем вам почтение, родным и знакомым.
Посылки мне никакой не шлите, мне ничего не нужно пока.
Ваш муж В. Жоховец. Писал во время боя.
3 марта 1945 года
Письмо на родину от Вашего отца Жоховца Владимира к своему сыну Феню. Сообщаю я Вам, дорогой сынок, что я пока жив и здоров. Нахожусь в Германии, на фронте. Письмо я ваше получил, которое вы написали 16 февраля, за что очень благодарю. Я много чего узнал из этого письма. Что Митю и Васю забрали у войска. И что ваша Павлина дала жаробачку. И что вы маете кабана большого.
Я Вам выслал военное удостоверение на 45 год. Мне посылок не надо, я всем доволен. Мне ничего не надо, молитесь Богу, чтобы я с вами увиделся.
Карточки фотографической не пришлю, нет где сняться, в окопах нет фотографа.
Я узнал про ваши цены, сколько что стоит.
Пишите про Игнася, как ему живется и его адрес.
У нас уже становится тепло, зимы нет.
Спасибо шурину Василию, что он справил ботики моим сиротам.
Слова о сиротах стали для Владимира Жоховца пророческими: 14 апреля 1945 года он был убит во время боя и похоронен за Одером.
К сожалению, не сбылись его мечты прижать к сердцу жену Анну и троих сыновей. Он больше не вдохнул запах свежевспаханной земли и не полюбовался на колосящееся поле. Без него с помощью добрых людей управлялась с хозяйством его вдова, росли без отца сыновья.
КАЖДЫЙ третий белорус погиб. Сотни тысяч искалеченных жизней, не менее 400 тысяч человек, вывезенных в Германию, в том числе 24 тысячи детей. Более девяти тысяч сожженных, разграбленных и разрушенных деревень, 270 городов и районных центров, 250 лагерей для советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания населения… Это цена, которую пришлось заплатить белорусам за Великую Победу, за мирный и светлый май.
Инна ЛЕЙКО
Фото предоставлено Мирским государственным колледжем и из открытых интернет-источников