«Когда кончим Победу, тогда к вам приеду жив и здоров». Читаем фронтовые письма жителей Турецкого сельсовета
Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Совсем уже немного осталось очевидцев того страшного времени, которые могли бы нам поведать о том лихолетье. Наше новое поколение о войне узнает из книг, уроков истории, средств массовой информации.
Но самыми убедительными и достоверными документами были и остаются простые письма фронтовиков – людей, столкнувшихся с войной лицом к лицу. Время прошло, и они стали архивными документами, в которых отражены правдивые страницы нашей истории.
Это своего рода пожелтевшие весточки, долетевшие до наших дней, чаще всего написанные простым карандашом, или точнее небольшим его кусочком, который помещался в шапку-ушанку или пилотку бойца. Но можно встретить письма, написанные чернилами или ручкой, скорее всего они были написаны в полевых лазаретах или во время коротких передышек где-то в окопе, или попросту за каким-то укрытием. Каждое письмо несет в себе важную информацию с фронта.
По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллиона писем, а также 9,9 миллионов посылок и 35,5 миллионов переводов.
Особо важным при переписке было сохранить военную тайну. Поэтому все письма в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались черной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».
Из переписки видно, как за каждой строчкой такого фронтового треугольника стоял человек с его характером, эмоциями и огромной верой наших людей в Победу.
Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в пропахших порохом строках которого иногда могло быть всего два слова: «Я жив».
«Когда кончим Победу, тогда к вам приеду жив и здоров»
Рапьевец Иосиф пишет своей жене Евгении в деревню Чижиновцы.
Письмо от мужа твоего Иосифа писано 28 сентября. В первых строках своего письма спешу уведомить что я слава Богу жив, пока нахожусь на фронте в действующей армии. Дорогая моя жена старайся чтобы у тебя был хлеб обувь и одежа на зиму. Обо мне не думай. Я обут одет и накормлен. Одно только дожидаюсь конца войны и если буду жив то приеду. Я пока нахожусь с Ванькой Апортавым а больше никого чижиновских нет. Лазун где-то недалеко от меня но я не знаю где он. Писать больше нечего. Затем до свидания. Целую тебя а также целую дорогих моих детей Колю и Маню, и желаю вам всего наилучшего. Остаюсь Рапьевец Иосиф.
Ясюля Тимофей Лукич пишет своей жене Марии в деревню Лыковичи.
5-ого октября 1944 года.
Привет из Восточной Пруссии. В первых строках моего письма я уведомляю о своём здоровье, что я нахожусь жив и здоров, того и вам желаю от Бога нашего. Здравствуй роднинка доченька Анночка и Лилачка и жена Мария и братова Юлина и Лидочка и крестники Филька и Жоржик. Я твоё письмо получил которое ты мне писала. Напиши ты мне, ти ходишь ты в класс. Надо ходить я тебя прошу чтобы ты слухала мамочки и смотрела Лилачки бо она ещё маленькая. Я вам выслал 300 рублей и больше вышлю. Мама купит вам ботинки и платья. До свидания любимые дочки.
Папа Тимофей.
Письмо на родину из Восточной Пруссии. Здравствуй многоуважаемая жена Маня и любимые детки Анночка и Лилачка, родная братова Юлина, племянница Лидачка дорогие крестники Фимка и Жоржик. Прошу чтобы передали всем родным и знакомым соседям я вам поведомляю о своём здоровье что я жив и здоров того и вам желаю от Бога нашего и во всех успехах. Я получил ваше письмо за которое благодарю. Мне присвоили младшего сержанта и командую отделением. Напишите получили деньги которые я тебе выслал 300 рублей и напиши кто у вас старший.
За тем до свидания прошу не забывать меня жене, племянникам крестникам. Тимофей.
19 октября 1944 года.
Письмо на родину с фронта до родных. В первых строках я сообщаю о своём здоровье что я жив и здоров того и вам желаю во всех ваших успехах и в жизни от Бога нашего. Привет всем родным и знакомым прошу передать. Я ваши письма получил Лида которые вы писали за которые очень благодарю всех вас прошу не скучайте. Бог даст всё переживём и опять домой придём. Напиши ты мне, ти получила деньги которые я тебе выслал 300 рублей и потом еще 250 рублей. Ты смотри сама себя и деток. Попроси Василя может он новые лаптики детям сплетет и обуй их как-нибудь чтобы не ходили босые. И смотри чтобы не поумирала скотина бо тогда будет плохо. Затем до свидание остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Мы стоим от немца в ста метрах и видим каждый день его.
До свидания сержант Тимофей Ясюля.
Дорогая жена, ты мне пишешь, что скучаешь, что осталась одна. Смотри себя и детей, не убивайся.
Есть ли у вас свинья? Сходи в Теребостынь к Мане и поговори с ней. Может, она даст какое порося, бо она винна 15 пудов жита. Смотри, что сделаешь. Жеребя можешь на свинью обменять, бо тебе трудно будет продержать его. Много харчу нужно на корову, кобылу и жеребя. Смотри, чтобы не была сама и дети голодными, на нишчымницы. 16 ноября я выслал 300 рублей. Когда получишь, то отпиши, что получила.
У нас земля замерзла. Нам выдали теплую одежду: ватные штаны, куфайки, шапки, 2 пары белья.
Павел Самец ранен в плечо, я вывел его с поля боя. Алёша Шастель убит. Кирулов Василь не знаю, где он. Если писем нет, то убит. Но я остался жив. Трое немцев были в пяти шагах. Я их убил гранатой и сам остался жив.
Спасибо Лиде и Филе за их письма и открытки. И затем до свидания. Когда кончим Победу, тогда к вам приеду жив и здоров.
Станкевич Александра пишет своему мужу Станкевичу Александру Александровичу на фронт из деревни Лужа.
Пишу письмо 5 апреля 1945 года. Привет из родного дому от жены и детей. Здравствуй, дорогой мой муженёк. Спешу уведомить, что мы все слава богу живы и здоровы, того и тебе желаем в твоей тяжёлой жизни. Дорогой муж, уведомляю тебя, что мы твои 3 письма получили из Ленинграда. Первое письмо я получила 20 марта, а ответ дали 27 и 28 марта. Дорогой Сашечка, ты спрашиваешь чи всё у нас есть. У нас Сашенька усё слава Богу есть и усё у порядке. Пока кони обое и коровка есть, двое поросят имеем. Имеем маленькую тёлку и думаем её годовать. Я тебе описала в первых письмах все свои новости. У нас кирмаши собираются большие, но всё дешёвое. Пуд хлеба стоит 150 рублей, был раньше дороже, а сейчас подешевело. Килье масла стоит 180 рублей, а килье сала стоит 250 и 300 рублей.
Дети наши пока сегодня все дома. Лёня, Тася, Глаша и Маруся ходят в школу в Бережно, а я и Галя работаем на хозяйстве. Живетца у нас сейчас хорошо и спокойно. Устаем молоть бо жорна не мелет. Ездила на мельницу 4 раза у Наваполь, бо ближе мельницы нет. Так что Сашенька ни по чём ни бедуй, только чаще пиши нам письма и утирай нам слёзы. Мы молимся и просим Бога, чтобы Бог вернул тебя домой. Ты писал, что у вас тяжёлая зима, а у нас уже тепло. Я уже работаю на поле. Уже сеют у нас. В этом году ранняя весна.
Теперь Сашечка буду просить опиши мне свою болезь усе подробнаму.
Я с татарина овчины сыскала, а кожи надо забрать домой бо нихоче делать. А воза пока еще не кончила, развод сделала, стоил мне 600 рублей. Дальше буду видеть что делать. От государства я получила 800 рублей, назначили мне по 100 рублей на месяц. Нам живетца пока не плохо, у нас все есть. Насення у меня хватит и корму хватит. Стараися попасти в Барановичи. У нас все раненные пооставались в Барановичах. Затем до свидания целую тебя своим письмом.
Жду ответа чем скорее. Опиши Сашечка куда тебя сейчас поставили. Я думала, что ты сейчас придешь домой, а ты написал, что не придешь. Лети листок из запада на восток. Лети вывивайся никому в руки не попадись. Попадись тому, кто рад сердцу моему. А ты дорогой муженек читай да меня не забывай.
Твоя жена Александра.
Из фондов музея Турецкой средней школы.
Подготовила Инна ЛЕЙКО
Фото из открытых интернет-источников