Поезд смерти. В годы оккупации фашисты истребили и вывезли в концлагеря практически все еврейское население Волковысского района
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.
Забвению не подлежит
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Напоминание о чудовищной жестокости и бесчеловечности, о массовом уничтожении людей по национальному признаку. Количество погибших от рук нацистов евреев в годы Второй мировой войны исчисляется миллионами. Только на территории Гродненской области в период фашистской оккупации было создано 84 места принудительного содержания гражданского населения, 58 из которых – гетто.
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
«Пусть наследники нацистов даже не мечтают, что когда уйдут последние свидетели геноцида белорусского и других народов, с ними уйдет историческая правда. Мы будем эту тему поднимать на самый высокий международный уровень, чтобы они помнили и не забывали».
В начале войны
Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение». На иврите для обозначения того, что произошло с евреями в годы последней мировой войны, используется слово «шоа» – несчастье, бедствие. Холокост – это всемирная катастрофа, ибо случилась она не только с евреями, но и со всей цивилизацией, дошедшей до абсолютного безумия, допустившей то, что ни при каких условиях нельзя было представить. Около шести миллионов евреев (из них полтора миллиона детей) были целенаправленно истреблены в специально построенных для этого лагерях смерти.
Избежать фашистских издевательств не смогла и Волковыщина. На некоторые факты, раскрывающие трагическую судьбу волковысских евреев в годы Великой Отечественной войны, обратила внимание главный хранитель фондов военно-исторического музея имени П.И. Багратиона Ольга Суета:
– С 22 июня 1941 года до захвата Волковыска немецкая авиация подвергла районный центр массированной бомбардировке: бомбили железнодорожный узел, военные объекты, а также городской центр, здания органов власти. Досталось и жилым районам, в том числе еврейским. Сколько сотен человек были погребены под завалами – неизвестно.
Учитывая, что немецкая армия в первые дни войны стремительно наступала, организовать массовую эвакуацию имущества и местного населения советским органам власти в Волковысском районе не удалось. Поэтому даже те, кто хотел либо пробовал уехать, а среди них было много евреев, были вынуждены остаться.
По данным Государственного архива общественных объединений Гродненской области, накануне Великой Отечественной войны в Волковысском районе проживали 7 180 евреев, из них более 5 тысяч – в городе. Хотя по другим данным эти цифры могли быть гораздо выше.
В начале июля 1941 года все еврейское население было зарегистрировано оккупационными властями. По приказу последних для жителей еврейской национальности вводились особые правила. Все они должны были носить на правой руке желтые повязки, на верхней одежде спереди и сзади – звезду Давида. Дома, где они проживали, были помечены желтыми кругами или звездами. Евреям было запрещено ходить по тротуарам, покупать некоторые продукты питания, например, мясо. Все трудоспособные члены диаспоры привлекались на работы по расчистке города.
Мы не знаем достоверно, сколько евреев были убиты и погибли во время бомбежек в первую неделю войны, умерли и расстреляны до переселения в гетто в ноябре 1942 года и за время нахождения там. Есть сведения, что для устрашения местного населения уже на четвертый день оккупации немцы схватили, по предварительно составленному списку, и расстреляли 200 евреев. Такие «акции» впоследствии проводились еще не единожды. Только с сентября по декабрь 1941 года в район урочища «Пороховня» были вывезены на машинах и расстреляны несколько сотен мирных жителей.
Из гетто – в концлагеря
– 31 октября 1942 года в городе немецкими властями был издан приказ о сдаче евреями лишней одежды и обуви, – рассказывает председатель районного совета ветеранов Игорь Мацейко. – На следующий день гитлеровцы объявили, что еврейское население будет эвакуировано. Для этого им было дано следующее предписание: 2 ноября собраться, взять с собой запас еды на два дня, дома закрыть, ключи сдать в гестапо. Тех, кто не подчинится, ждал расстрел. Ноябрьским утром всех выживших за полтора года оккупации построили в колонну и под охраной полицаев повели в сторону бывшего шталага, а теперь гетто.
В конце октября – начале ноября, помимо жителей Волковыска, в гетто были согнаны и евреи из всех окрестных местечек. Всего более 10 тысяч человек. Доставленных в гетто евреев расселяли в полуземлянках, тех самых, которые были выкопаны руками советских военнопленных зимой 1941 года.
В первые дни после переселения евреям было объявлено, что они проведут в гетто не более шести недель, после чего их отправят на работу в Германию. Однако и это время, проведенное в нечеловеческих условиях, тянулось, словно годы. Вскоре началась эпидемия тифа. Люди стали умирать, ежедневно по несколько десятков человек, в том числе маленькие дети. Умерших с территории гетто даже не стали вывозить, а хоронили рядом – в 200 метрах от землянок.
Некоторые узники совершали побеги. Всего за неполных два месяца существования волковысского пересыльного гетто бежало около 200 человек. Некоторые из них дожили до окончания войны.
В ноябре 1942 года немецкой администрацией было объявлено, что узники будут вывозиться на работу в Германию. Еврейское население начали постепенно отправлять в концлагерь Освенцим (Аушвиц).
В начале декабря отправки «на работу в Германию» продолжились. Самые многочисленные составы с евреями были отправлены с платформы железнодорожного узла Волковыск-Центральный со стороны улиц Путейной и Петрашевцы с 6 по 8 декабря 1942 года. Их путь лежал частично в Аушвиц, а частично в Треблинку – второй по величине лагерь смерти.
После этих «акций» в гетто осталось около 1,8 тысячи человек. Однако эпидемии тифа и дизентерии привели к тому, что к концу января 1943 года здесь остались в живых 600 евреев, которых 26–27 января погрузили в вагоны и отправили в Аушвиц. Выжили из них единицы. А всего от минимум пятитысячного еврейского населения довоенного Волковыска после войны в живых осталось около 40 человек.
После ликвидации волковысского пересыльного гетто его территория через полтора года была использована вновь. Однако теперь в землянках находились пленные немецкие солдаты.
Память
Когда 14 июля 1944 года Красная Армия освободила Волковыск от фашистов и в городе начали появляться жители, которым удалось пережить войну в иных местах, они не узнали своего города. Он был не только разрушен и сожжен, но и малолюден. В нем не было слышно еврейской речи. Еврейское население как бы растворилось и бесследно исчезло. Мало того – исчезло еврейское население, населяющее местечки бывшего Волковысского повета – Свислочь, Зельву, Россь, Порозово, Мстибово, Лысково, Изабелин, Яловку, Пески.
Вместе с Игорем Мацейко мы проехали по местам, которые в современном Волковыске напоминают о еврейском следе:
– Памятные знаки в урочище «Пороховня» (здесь, кстати, по сведениям историков, было расстреляно более 4 тысяч жителей Волковыска), жертвам концлагерей и еврейского гетто возле завода «ВолМет» помогают нам не забывать события Великой Отечественной войны и передавать из поколения в поколение историю Великой Победы. Сохранилась до наших дней та самая железнодорожная платформа, ставшая в конце 1942–начале 1943 годов немой свидетельницей трагического пути евреев. Кроме того, о жизни когда-то большой еврейской общины на нашей земле напоминают в современном Волковыске старая жилая застройка на улице Жолудева, здание бывшей больницы в городском парке, практически единственное, сохранившееся (пусть и частично) из довоенных строений в центре города, где была начальная школа, а теперь здесь размещаются различные торговые объекты, а также еврейское кладбище недалеко от центра города.