Актриса Гродненского театра кукол Тамара Корнева рассказала о своем пути в мир театра и случаях из работы, когда все шло «не по сценарию»
Сегодня за плечами нашей героини более 30 сыгранных разножанровых ролей.
Свои правила успеха
То, что свою профессиональную жизнь Тамара Александровна свяжет с творчеством, она знала еще в детстве. В школьные годы без участия маленькой Томы не проходило ни одно культурное мероприятие. За ее плечами – многочисленные концерты, фестивали и спектакли, где юная актриса всегда играла одну из главных ролей. После школы Тамара Корнева поступила в музыкальное училище в Лиде, но спустя время приняла решение отчислиться.
– Если бы я тогда не ушла, то меня бы точно выгнали, – с улыбкой вспоминает Тамара Александровна. – Я просто вовремя поняла, что нахожусь не на своем месте, поэтому смысла продолжать учебу я не видела. После этого поступила в Гродненский государственный колледж искусств, окончив который, отправилась работать в Минск, в Дом офицеров. Потом приехала в Гродно, где и начался мой путь в творческой сфере.
С Гродненским театром кукол Тамару Корневу судьба свела в 1982 году. До этого со спецификой кукольного искусства наша гостья не была знакома, но предложение директора театра она приняла с интересом. А спустя немного времени поняла, что в своем решении не ошиблась.
– У меня было большое желание и стремление познать и изучить это дело. Сделать свою работу качественно и красиво. Очень хорошо помню свой первый спектакль, в котором довелось играть. Это «Веселые медвежата», где я сыграла бабушку-медведицу, – рассказывает Тамара Корнева.
Сегодня за плечами нашей героини более 30 сыгранных разножанровых ролей. Сама же Тамара Александровна признается, что комфортно чувствует себя в любом жанре и не выделяет для себя «любимые» спектакли. Каждый новый материал, так или иначе, должен понравиться актеру, чтобы он смог не просто отыграть роль, а максимально «погрузить» в спектакль зрителя, сполна передать ему чувства и эмоции героя.
– От истории, заложенной в основу спектакля, от нас, актеров, в большой степени зависит то, каким будет зритель. Если на сцене все сложилось, то зритель живой: он видит, слышит, участвует. Когда зритель ощущает тебя в положительных эмоциях, то эти эмоции «переходят» на сцену и тогда актеру становится еще интереснее, – говорит Тамара Корнева.
Правда, не всегда зритель остается вовлеченным в историю, разворачивающуюся на сцене. И все это также передается актерам, которые по завершении постановки четко понимают, что в этот раз что-то не сложилось.
– Лично мне в таких случаях становится очень обидно, даже в какой-то степени жалко саму себя, что у нас что-то не получилось. Это ощущение остается со мной еще на какое-то время. Иногда такие нехорошие эмоции могут влиять на мое выступление в следующем спектакле, и с этим я, к сожалению, не могу ничего поделать. Вот так мы иногда зависим от наших зрителей, – делится актриса.
Бывают случаи, когда зритель не просто оценивает постановку, но и смело высказывает свое мнение касательно нее. И когда это мнение не положительный отзыв, а критикующее высказывание, актеру нужно пройти и через этот довольно неприятный этап. В этом случае, уверяет Тамара Александровна, главное выслушать и проанализировать полученную информацию. Чего делать нельзя ни в коем случае, так это возмущаться по поводу услышанного.
– Любая критика: и хорошая, и плохая, приносит пользу актеру. В этот момент он словно отходит в сторону и наблюдает за своей работой, анализирует ее, – поясняет Тамара Александровна.
Не по сценарию
За годы работы в театре у нашей гостьи было немало случаев, когда все шло не по сценарию. Одна из самых частых ситуаций, в которые попадает актер на сцене, – это проблемы с текстом. По словам Тамары Корневой, она не раз забывала свои слова во время спектакля, тогда на помощь тут же приходили партнеры, которые старались всеми способами «прикрыть» товарища.
– Они помогают мне, чем могут: глазами, куклами, жестами. В такие моменты в ход идет все, – с улыбкой рассказывает гостья. – Обычно зритель даже не догадывается, что сейчас на сцене что-то идет не по сценарию. За это спасибо актерам, которые могут и шутками, и движениями отвлечь внимание зала.
Нередко творческим людям приходится подменять своих партнеров в постановках, что для многих из них тоже является той еще задачей. Главная трудность в этом деле – за совсем небольшой временной промежуток выучить совершенно новый для себя текст и вжиться в роль. Но с годами, отмечает Тамара Корнева, и это дело становится по плечу актерам.
– Бывают ситуации, когда спектакль ну никак нельзя отменить или перенести, поэтому приходится выходить на сцену и с температурой и даже с гипсом. Зритель иногда даже представить себе не может, через что приходится пройти актеру, чтобы отыграть свою роль, – делится Тамара Александровна.
В настоящее время Тамару Корневу можно увидеть в таких спектаклях, как «ВРЕМЯ POST», «Приключения в виртуальном королевстве», «Царевна-лягушка» и другие. Кроме того, с ее участием готовится новый спектакль «Винни-Пух», который скоро обязательно порадует своих зрителей.
На прощание я задаю Тамаре Александровне простой вопрос: «Что для Вас театр?» Отвечает гостья, не раздумывая:
– Театр – это моя душа, моя жизнь и мой дом. Его я не променяю никогда и ни на что, потому что больше не ощущаю себя в чем-то другом, даже мысли не могу допустить об этом.