Шаги к суверенитету и независимости. 1994 год. Важнейшая избирательная кампания в истории Беларуси
30 лет назад, 10 июля 1994 года, состоялся второй тур выборов Президента Беларуси.
Уровень жизни падает, а страну раздирают внутренние противоречия — такими были первые годы белорусской независимости. Надежды на лучшее завтра, но полное отчаяние сегодня.
Беззаконие, безвластие и безысходность. В Верховном Совете — лишь бесконечные дебаты и внутриусобные интриги.
«Если страна находится в таком непонятном состоянии, ее может вывести только четкая, определенная, конкретная власть, которая имеет полномочия для того, чтобы принимать решение и тут же обеспечить его выполнение. Была не только стабилизирована обстановка. Были намечены пути, куда двигаться», — рассказал председатель Бобруйского райисполкома (1995-1998) Анатолий Глаз.
Тогда у молодого государства даже не было своей независимой Конституции, ее приняли в марте 1994-го. Событие судьбоносное. Главная новация — в стране появился пост Президента. Впереди — важнейшая избирательная кампания в истории Беларуси.
Не демократ, не коммунист, а реалист — так говорили о кандидате Лукашенко. Его встречи с народом и выступления приковывали внимание. Общался искренне, с душой и харизмой.
Власть кандидата недолюбливала, люди ему верили. И народ сказал свое веское слово. Во втором туре выборов в июле 1994-го более 80% голосов получил Александр Лукашенко.
«Преобладало здравомыслие, которое помогло белорусскому народу найти силы и найти того человека, который сумел, извините за выражение, не шкурными интересами жить, а жить чаяниями народа и теми проблемами, которые были в тот период времени. Сильная рука, сильная власть, возможность концентрировать ее в то время и сейчас помогает выстоять», — отметил ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Игорь Бузовский.
Уже первые месяцы Лукашенко у власти по-хорошему встряхнули страну. Люди увидели — страна меняется. Многими процессами Президенту приходилось управлять буквально в ручном режиме. Того требовало время, навести порядок во всех отраслях — от экономики до здравоохранения.
«Как сейчас помню, было 4-5 пар перчаток в неделю. И это было сложно, когда ты тратишь свое время не на помощь пациентам, а на поиски того, чем можно помочь. Если бы не стабильная, системная, можно даже сказать, жесткая рука, вряд ли мы смогли бы этот этап пройти», — подчеркнул член Совета Республики, главный врач Минской центральной районной клинической больницы Гарик Барсамян.
Сильный лидер, действовавший сугубо в интересах своей страны и взявший курс на интеграцию с Россией, конечно же, не устраивал Запад. И уже вскоре в отношении Беларуси последовали первые санкции.
«Мы были всегда открыты в отношениях с Европейским союзом. С их стороны такой открытости не было. И дело здесь не в правах человека. Скорее всего, дело в том, что мы не могли следовать той логике отношений, которую нам предлагал Европейский союз. Сильного лидера не любят. Любят тех, кто идет в русле политики, которая проводится Европейским союзом и США», — констатировал заместитель министра иностранных дел Беларуси (1994-1997) Михаил Хвостов.
Главный итог этих 30 лет: страна и тогда, и сейчас — сплочена. И это помогает сохранить самую большую ценность, которая есть у нынешнего поколения, — суверенитет. Беларусь развивается на основе интересов народа, своих традиций и своей истории.